Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Русский язык Торохова 2019

в начало

Теоретическая часть. Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольной работы приведена ниже и содержит ключевые проблемы культуры речи делового общения. Студент выбирает тему строго из приведённого списка согласно двум последним цифрам  номера зачетной книжки. Если  двузначное число больше  предлагаемого количества  тем, то необходимо сложить обе цифры, а сумма  будет номером  темы.

 Написание теоретической части контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы, причём рекомендуется использовать не только учебники, но также научную и популярную литературу по культуре речи. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ.

Практическая часть состоит из 5 заданий, они для всех одинаковые.

Тестовая часть. Тестовые задания даны по вариантам. Каждый вариант состоит из 20 заданий. Номер варианта определяется по последней цифре номера студенческого билета. Образец:

последняя цифра 1, 2 – вариант 1; 3, 4 – вариант 2; 5, 6 – вариант 3; 7, 8 – вариант 4; 9, 0 – вариант 5.

Практические задания и тесты:

Вариант 1 2 3 4 5
Последняя цифра зачетки 1,2 3,4 5,6 7,8 9,0

 

Ответы на тесты должны быть  в открытой форме, т.е. полным ответом. Например: определите лексическое значение слова «аншлаг».

a) первое выступление артиста на сцене

b) повышенный интерес

c) реклама какого-либо зрелищного мероприятия

d) объявление о том, что все билеты проданы

Ответ: лексическое значение слова «аншлаг» - объявление о том, что все билеты проданы.

В конце работы рекомендуется написать свой вариант, и  выписать буквами  выбранные ответы. Образец: 1а, 2б, 3 г и т.д.

 

Особое внимание следует уделить оформлению контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в компьютерном варианте, а не рукописном. Формат бумаги А 4. Объём 12-15 страниц, шрифт 14, через полтора интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху, снизу – 2см. Студент должен обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдаётся методисту. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену (зачёту) не допускается. К контрольной работе должны быть приложены, а также выполненные и оформленные тестовые задания.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

              Функции, средства и структура общения.

  1. Общие этические принципы делового общения.
  2. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.
  3. Основы культуры  и мастерства провозглашения деловой речи.
  4. Виды и техники слушания. Правила этикета для слушающего.
  5. Невербальные средства делового общения.
  6. Правила этикета при собеседовании.
  7. Правила поведения и хорошего тона в современном деловом мире.
  8. Критика в деловой коммуникации.
  9.  Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.
  10.  Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.
  11.  Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.
  12.  Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.
  13.  Основные правила и тактика ведения переговоров.
  14.  Технология проведения делового совещания.
  15.  Этикет телефонного делового общения.
  16.  Искусство комплимента.
  17. Искусство составления резюме.
  18. Визитные карточки, их оформление и использование в общении.
  19.  Как преодолеть страх публичных выступлений.
  20.  Понятие, типология и структура конфликта.
  21.  Коммуникативные барьеры.
  22. Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.
  23. Национально-культурные особенности делового этикета.
  24. Профилактика конфликтов.
  25. Стратегии поведения в конфликте и их характеристика.
  26. Виды спора.
  27. Средства выразительности речи.
  28. Культура речи и эффективность общения.
  29. Виды делового общения.
  30. Характеристика служебной переписки.
  31. Культура письменного делового общения.
  32. Реклама в деловой речи.
  33. Особенности электронной деловой переписки.
  34. Типы деловых писем и правила их составления.
  35. Культура  спора.
  36. Подготовка ораторской речи.
  37. Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование.
  38. Три аспекта культуры речи.
  39. Общие этические принципы делового общения.
  40. Национальные стили ведения переговоров.
  41. Речевой этикет в деловом письме.
  42. Международные правила оформления  и написания деловых писем.
  43. Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в процессе динамики противостояния интересов сторон.
  44. Правила продуктивного спора. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре
  45. Полемика и особенности её проведения.
  46. Техники манипулирования сознанием человека.
  47. Логические особенности воздействия на сознание собеседника.
  48. Лингвистические особенности процесса убеждения.
  49. Национальные особенности невербального поведения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, сливовый, досуг, дремота, знамение, догмат, древко, ломоть, мусоропровод, мышление, пасквиль, духовник, приданое, свекла, ходатайство, щавель, ишиас, еретик,  гастрономия, донельзя, генезис, диспансер, мастерски, жизнеобеспечение, камбала, иконопись, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кожух, колосс, пуловер, партер, премирование, пурпур, лассо, столяр,  христианин, экслибрис, свекольный,  торты, августовский, форзац, ядровый, осведомить, исчерпать, арахис, бунгало, сабо, флюорография, фетиш, шарфы, зубчатый, трубчатый, агрономия,  ветеринария, зоотехния, ревень, мытарства, мозаичный, банты, жалюзи, новорожденный, столяр, принудить.

 

Задание 2. Напишите числительные прописью

Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется …. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах.

 

Задание 3.Образуйте форму Р.п.  от слов во мн. числе:

          Апельсины, гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф, баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты, туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары, торты.

 

Задание 4. Раскройте скобки, вставьте буквы в слова и словосочетания.

Иметь (в)виду, (в)течени…дня, (в)следстви… неудач, (в)отличи… от других, (в)виду шторма, (в)связи с изменениями в расписании, (в)продолжени… года, (в)место доклада была лекция, (в)соответстви… с намеченным планом, (в)виду суровости климата, согласно указани… директора, (на)счет отъезда, (в)продолжени… нескольких лет.

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ктуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…л…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, д…ертация, г…раж, р…скошный, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, пер…он, су…огат.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

  1. Грамматические нормы в употреблении предлогов не нарушены в      предложениях …
  1. Вследствие проведённых мероприятий улучшилось качество продукции.
  2. Ввиду ожидаемых заморозков посевные работы отменяются.
  3. На предприятии немало сделано по повышению производительности труда.
  4. Благодаря низкого качества строительных работ значительное время уйдёт на устранение неполадок.

 

  1. Для выражения благодарности в служебно-деловом общении исполь зуются  речевые формулы …
  1. Позвольте выразить нашу признательность за …
  2. Разрешите поблагодарить Вас за …
  3. Будьте добры, передайте …
  4. Можем ли мы рассчитывать на вашу помощь?

 

3. При составлении письма-просьбы используются стандартные языковые формулы …

a) Обращаемся к Вам с просьбой …

b) Убедительно прошу решить вопрос о …

c) Ставим Вас в известность о том, что …

d) Довожу до Вашего сведения, что …

 

4. К числу необязательных (на усмотрение соискателя) разделов резюме относятся …

a) сведения о физических данных соискателя;

b) отличия и награды, учёные степени;

c) наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

d) сведения об образовании и имеющемся опыте работы.

 

5. Знаки препинания расставлены верно в предложениях …

a) Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают её фонтаном вверх.

b) Когда Каштанка проснулась, было уже совсем светло и с улицы доносился шум.

c) Человек должен, хотя бы раз испытать себя в трудном деле.

d) Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли, и куда нужно вам идти.

 

6. Юбилейная речь является жанром ______________ красноречия

a)социально-бытового;

b)социально-политического;

c)духовного;

d)академического.

 

7. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в рядах …

a) бюрократия, апостроф;

b) приговор, развитой;

c ) ходатайство, алкоголь;

d ) феномен, закупорить.

 

8. Верно указано произношение обоих слов в ряду …

a) юри[с]консульт, конста[т’]ировать;

b) юрис[т]консульт, конста[т’]ировать;

c) юри[с]консульт, конста[нт’]ировать;

d) юрис[т]консульт, конста[нт’]ировать.

 

9. Одна и та же буква пишется во всех словах, представленных в рядах …

a) мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба;

b) непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..рогатива;

c) пр..вилегия, пр..зентабельный, пр..емственность (поколений);

d) сгущ..нка, парч..вый, расч..ска.

 

10. Грамматически правильно построены предложения …

a)   Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.

b)   О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

 c) Переводя текст, мне понадобился словарь.

 d) Это был самый ужаснейший поступок в его жизни.

 

11. В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

a) дух времени;

b) висеть над душой;

c) давать задний ход;

d) хоть лоб расшиби.

 

12. Тавтология, которая свидетельствует о недостаточной языковой грамотности, допущена в предложении …

a)  На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

b)  В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и трагедии войны.

c)  Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства».

d)  Авангардизм объявил о разрыве с культурным наследием прошлого и провозгласил «новое искусство».

 

13. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся …

a)приветствие;

b)обращение;

c)извинение;

d)коммуникативное состояние говорящего.

 

14. Правильные формы родительного падежа множественного числа существительных использованы в словосочетаниях ряда …

a) пара чулок, нет носков;

b) килограмм помидор, ящик мандарин;

c) триста грамм, пять гектар;

d) много грузинов, жить среди болгар.

 

15. Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …

a) влить полтора стакана воды;

b) приблизиться к полутораста тысячам километров;

c) ограничиться полторастами экземплярами;

d) прочитать около полуторасот страниц.

 

16. Частица не пишется в предложениях …

a) Взялась за роли потруднее, да и провалилась, – пороху н.. хватило!

b) Кто н.. едал розового, румяного, томлённого в крестьянской печке молока?

c) Всё, что про меня печатают, есть н.. что иное, как пустая сказка.

d) Куда н.. посмотришь, ничего не увидишь, кроме необозримых степей.

 

17. Грамматически правильно построены словосочетания …

a) в городе Петропавловске-Камчатском;

b) над селом Красная Горка;

c) к городу Великие Луки;

d) в городе Суздаль.

 

18. Нормы управления нарушены в предложениях …

a) Жизнь полна неожиданностями.

b) Народ, ущемленный правами, живет очень бедно.

c) Хотелось бы подтвердить эти прогнозы на фактах.

d) Мне кажется, что развала страны можно было избежать.

 

19. Правильные формы превосходной степени прилагательных представлены в рядах

a) добрый – наидобрейший;

b) плохой – худший;

c) важный – менее важнейший;

d) опасный – наиболее опаснейший.

 

20. Жанры официально-делового стиля названы в рядах …

a) справка, договор, приказ;

b) докладная записка, заявление, доверенность;

c) реферат, очерк, лекция;

d) аннотация, тезисы, памфлет.

 

 

ВАРИАНТ 2

1. Объектом современной риторики (в широком смысле) является (-ются)

a) любые разновидности речевой коммуникации;

b) только искусство подготовки публичной речи;

c) только мастерство спора;

d) только искусство беседы.

 

2. Каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника. В этом заключается суть принципа …

a) равной безопасности;

b) децентрической направленности;

c) кооперации;

d) вежливости.

 

3. В конце выступления следует …

a) сделать обобщающий вывод;

b) поблагодарить аудиторию за внимание;

c) извиниться по какому-либо поводу;

d) вспомнить что-либо дополнительно.

 

4. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется …

a) диалогизацией;

b) вопросно-ответным единством;

c) авторизацией;

d) приёмом провокации.

 

5. К психологическим аргументам относятся …

a) аргументы к публике;

b) ранее доказанные положения;

c) статистические данные;

d) теоретические положения и выводы.

 

6. Неправильные формы творительного падежа числительных использованы в рядах …

a) пятистами девяностами двумя;

b) восемьюста сорока четырьмя;

c) шестьюстами пятьюдесятью пятью;

d) тысячью двумястами тридцатью тремя.

 

7. Архаизмом является слово …

a) отрок;

b) урядник;

c) беспредел;

d) виртуальный.

 

8. Перед союзом как запятая ставится в предложении …

a) Здесь всё ещё выступала на земле соль и белела на дороге как снег.

b) Уже в «Повестях Белкина» Пушкин выступает как замечательный мастер сюжета.

c) Постарайтесь выполнить эту работу как можно быстрее.

d) С тех самых пор он как в воду.

 

9.Форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации, именуется …

a) ретроспекцией;

b) проспекцией;

с) интеграцией;

d) композицией.

 

10. Деепричастный оборот употреблён верно в предложении …

a) Все вдруг засуетились, загрохотав стульями.

b) Смешивая порошки железа и серы, новые вещества при этом не появляются.

c) Почувствовав, что он поступил нехорошо, на душе его возникла какая-то тяжесть.

d) Придя на собеседование, мне предложили заполнить анкету.

 

11. Тавтология, которая свидетельствует о недостаточной языковой грамотности, допущена в предложении …

a)  На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

b)  В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и трагедии войны.

c)  Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства».

d)  Авангардизм объявил о разрыве с культурным наследием прошлого и провозгласил «новое искусство».

 

12. Слитно пишутся все слова в рядах …

a) (полу)кислое яблоко, бороться (в)рукопашную;

b) (Восточно)американское побережье, (в)следствие болезни;

c) проехать (пол)Европы, уйти (по)одиночке;

d) приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу.

 

13. Ошибочным является утверждение, согласно которому …

a) словообразовательный словарь дает сведения о морфологических свойствах слова.

b) чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к этимологическому словарю.

c) при уточнении лексического значения слова следует обратиться к толковому словарю.

d) словарь иностранных слов содержит сведения о лексическом значении и происхождении слов.

 

14. Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …

a) согласно результатов эксперимента;

b) вопреки наступивших заморозков;

c) благодаря заботам матери;

d) согласно принятой резолюции.

 

15. В научных текстах широко используются слова, представленные в рядах …

a) значение, внимание, направление;

b) существуют, имеются, употребляются;

c) возможен, характерен, необходим;

d) приказываю, постановляет, уведомляем.

 

16. Речь, в которой значения слов и словосочетаний, употреблённых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами, называется …

a) точной;

b) логичной;

c) доступной;

d) выразительной.

 

17. Фрагмент текста относится к ______ стилю.

Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выступает его структурным компонентом и выполняет в нём определённую функцию: создаёт для кого-то питательные вещества, т.е. служит кормом и поставщиком энергии, или

кого-то поедает сама. Все экологические популяции, входящие в один биогеоценоз, известным образом специализированы.

a) научному;

b) художественному;

c) публицистическому;

d) официально-деловому.

 

18. В предложении «Наши цены не говорят сами о себе» использован троп, именуемый …

a) олицетворением;

b) метонимией;

c) аллегорией;

d) синекдохой.

 

19. В предложенном тексте нарушается такое качество хорошей речи, как

Ну, для установления контакта с аудиторией нужно учитывать её особенности. Значит, к ним относятся возраст слушателей, также их пол, возраст, также уровень образования, профессиональные интересы. Также выступающий должен знать особенности психологии слушателя.

a) чистота;

b) точность;

c) логичность;

d) выразительность.

 

20. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения …

a) эскалация конфликта, лоббировать интересы;

b) популистские меры, широкие массы;

c) получить по доверенности, протест прокурора;

d) актуальность исследования, проведение эксперимента.

 

 

ВАРИАНТ 3

1. Верными являются утверждения, согласно которым …

a) в разговорной речи распространены уменьшительно-ласкательные и  увеличительные суффиксы;

b) для разговорной речи характерны способы словообразования, основанные на сокращении слова или словосочетания;

c) для разговорной речи характерно «нанизывание» родительных падежей существительных без предлогов;

d) в разговорной речи распространены причастные и деепричастные конструкции.

 

2. Знаки препинания расставлены верно в предложении …

a) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина.

b) Пока я ещё соображал в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом.

c) Когда стало ясно, что наводнение пойдёт на спад все кто работал на валу, собрались на фабрике.

d) Мы спустились вниз, чтобы посмотреть как и чем держаться зёрнышки снега друг за друга.

 

3. Грамматические ошибки допущены в предложениях …

a) По возвращению из путешествия Онегин снова встретил Татьяну.

b) Сколько человек записались в ваш семинар?

c) Благодаря особому строению здешней почвы грунтовые воды стоят не      очень высоко.

d) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

 

4. Формы местоимений неправильно использованы в предложениях …

a) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбёжки.

b)Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго сокрыта от науки: её не видно.

c) Мои друзья сейчас в городе, они учатся там второй месяц.

d)Следует обратить внимание учащихся на составные порядковые числительные: в них склоняется только последнее слово.

 

5. Правильно построены словосочетания …

a) спрашивать совета;

b) оплатить учебу;

c) заплатить за проезд;

d) ожидать прием.

 

6. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в рядах …

a) бюрократия, апостроф;     

b) приговор, развитой;      

c) ходатайство, алкоголь;

d) феномен, закупорить.

 

7. Нормы управления нарушены в словосочетаниях …

a)  проявлять заботу и внимание о родителях;

b) подбор и наблюдение за фактами;

c)  подбирать и готовить кадры;

d)  финансирование и снабжение предприятий.

 

8. Значение «явление типичное, характерное для того или иного времени» имеет фразеологизм …

a) знамение времени;

b) золотое время;

c) звёздный час;

d) час пик.

 

9. Разговорно-просторечные слова представлены в предложениях …

a) Он завсегда, когда бывает в поездке, к нам заходит.

b) Уехал меньшой в город ещё в прошлом году, и никаких вестей от него.

c) А блины-то ровненькие и насквозь светят, как кружевные.

d) Меня перевели работать на поезда дальнего следования, и  вот поздно вечером отправляюсь в Хабаровск.

 

10. Для официально-деловой речи характерно употребление конструкций

a) Министерство не возражает;

b) оплата гарантируется;

c) следует обратить внимание;

d) я получила квартиру.

 

11. В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

a) дух времени;

b) висеть над душой;

c) давать задний ход;

d) хоть лоб расшиби.

 

12. Грамматические ошибки допущены в предложениях …

a) У пятерых подруг был свой словарь, понятный только им.

b) За прошедший год было обследовано около тридцати тысяч пятисот гектар леса.

c) В период выборов выявлено множество процессуальных нарушений.

d) Купечество, в отличие от других сословий, было более расположено к экономическим преобразованиям.

 

13. Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях

a) В дали мелькнул парус.

     b) Вслед за машинами на гору в рассыпную взбиралась пехота.

c) Боцман всё-таки поступил по-своему.

d) Разговор поначалу был сугубо служебный.

 

14. Ошибки в употреблении определительных местоимений допущены в предложениях …

a) Инструкцию надо дать любому человеку.

b) Перенесите на всякий другой урок.

c) Сюда приезжают всякие люди.

d) Выбирайте любой день.

 

15. Правильные формы составных количественных числительных использованы в словосочетаниях …

a) до пятисот семидесяти пяти минут;

b) вместо четырёхсот восьмидесяти четырёх;

c) без тысяча триста пятидесяти трех рублей;

d) с тысячей семьсот двадцать тремя килограммами.

 

16. Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных использованы в ряду …

 a) директора, профессора;

 b) доктора, редактора;

 c) бухгалтера, инженера;

 d) шофера, диспетчера.

 

17. Значение «слегка раскрывать, прояснять, делать известным что-либо» имеет       фразеологизм …

 a) поднимать завесу;

 b) поднимать оружие;

 c) открывать дверь;

 d) давать добро.

 

18. Согласный перед е произносится мягко в слове …

a) брюнет;

b) пастель;

c) бижутерия;

d) экстерн.      

 

19. Речевая ошибка допущена в предложении …

a) Артистичный талант стал проявляться в ней с раннего детства.

b) Соединения мышьяка являются токсичными минералами.

c) Должность управляющего клубом остаётся вакантной.

d) В научном тексте встречаются общепринятые и авторские сокращения.

 

20. Формула «риторика – искусство убеждать» была одной из ведущих …

a) во времена древнегреческой античности;

b) в средние века;

c) в эпоху Возрождения;

d) в XX веке.

 

ВАРИАНТ 4

1. К функциональным чертам разговорного стиля речи относятся

a) конкретная персональная адресность речи

b) наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи

c) строгая логичность изложения

d) использование тропов и фигур речи

 

2. Публицистическому стилю свойственны …

a) сочетание экспрессии и стандарта;

b) поиск новых средств выразительности, которые нередко становятся стандартом;

c) стилевая окраска долженствования, предписания;

d)подчёркнутая логичность изложения.

 

3. Нарушением норм речевого этикета являются обращения …

a) Уважаемый господин!

b) Уважаемый господин Иванов Дмитрий Александрович!

c) Уважаемые коллеги!

d) Уважаемый Борис Сергеевич!

 

4. К числу основных функций рекламы относятся …

a) информировать, сообщить о предлагаемой услуге или товаре;

b) привлечь внимание потребителя;

c) побудить адресата совершить покупки или воспользоваться услугами рекламодателя;

d) развлечь адресата.

 

5. В деловой документации не используются …

a) общеупотребительная лексика и разговорно-просторечные слова и выражения;

b) эмоционально-оценочные слова и выражения;

c) стилистически нейтральные и книжные элементы;

d) языковые формулы (клише), облегчающие восприятие текста.

 

6. К деловым бумагам группы «деловая переписка» относятся …

 a) сопроводительное письмо;

 b) письмо-благодарность;

c) пригласительное письмо;

d) объяснительная записка.

 

7. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется

a) диалогизацией;

b) вопросно-ответным единством;

c) авторизацией;

d) приёмом провокации.

 

8. В предложении «Проскочив на красный свет, вы можете попрощаться с белым» использована такая   стилистическая фигура, как …

 a) антитеза;

 b) эллипсис;

 c) инверсия;

 d) эпифора.

 

9. Грамматические ошибки допущены в предложениях …

a) Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.

b) На конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев.

c) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.

d) В это лето мы не только отдохнули, но и основательно поработали.

 

10.К числу приёмов привлечения внимания аудитории относятся

a) возбуждение любопытства;

b) использование цитат;

c) выражение недовольства чем-либо;

d) извинение по какому-либо поводу.

 

11. Правильные формы родительного падежа числительных использованы в предложениях …

a) Мой отец на заводе проработал более сорока лет.

b) Для регистрации нашему кандидату не хватило двухсот голосов.

c) Книга стоила около пятиста рублей.

d) Девушке не хватило на билет девяносто рублей.

 

12. Архаизмом является слово …

 a) отрок;

 b) урядник;

c) беспредел;

d) виртуальный.

 

13. Неправильная форма прилагательного использована в словосочетании

a) забавная шимпанзе;

b) вкусная салями;

c) один евро;

d) точный пенальти.

 

14. Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …

a) трое мужчин;

b) пятеро отдыхающих;

c) мать троих детей;

d) четверо докторов.

 

15. Знаки препинания расставлены верно в предложении …

a) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина.

b) Пока я ещё соображал в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом.

c) Когда стало ясно, что наводнение пойдёт на спад все кто работал на валу, собрались на фабрике.

d) Мы спустились вниз, чтобы посмотреть как и чем держаться зёрнышки снега друг за друга.

16. Ъ пишется во всех словах, представленных в рядах …

 a) ад..ютант, сверх..естественный;

 b) транс..европейский, двух..ярусный;

 c) вз..ерошить, компан..он;

 d) р..яный, п..едестал.

17. Сочетание [шн] на месте орфографического -чн- произносится в обоих словах ряда …

 a) горчи[шн]ик, ску[шн]ый;

 b) наро[шн]о, анти[чн]ый;

 c) кори[шн]евый, скворе[шн]ик;

 d) Ильини[чн]а, сливо[чн]ый.

 

18. Синтаксические ошибки допущены в предложениях …

a) На заседании было рассмотрено ряд вопросов, связанных с транспортом.

b) Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённым в лесной зоне.

c) Прошло несколько минут, прежде чем установилась тишина.

d) Все, кто участвует в спектакле, пришли за три часа до начала.

 

19. Лексическая ошибка, связанная с неверным выбором слова, допущена в предложении …

a) У жильцов это решение администрации вызвало бурное противоречие.

b) Если нет возможности выслушать собеседника в данный момент, нужно перенести разговор на другое время.

c) Участие в диалоге предполагает знание правил речевого поведения и умения ими пользоваться.

d) Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались мыслями и чувствами.

 

20. Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных   допущены в предложениях …

a) Кофточка связана из самой тончайшей шерсти.

b) Этот фасон более женский, чем мужской.

c) Он был выше всех ребят.  

d) Он был интереснейшим собеседником.

 

ВАРИАНТ 5

1. Предложение «У немцев везде чисто: в офисах чисто, в подъездах чисто, на улицах чисто» построено на использовании …

a) эпифоры;

b) анафоры;

c) антитезы;

d) эллипсиса.

 

2. Правильно построены словосочетания …

a) по приезде делегации;

b) во исполнение приказа;

c) по возвращению из командировки;

d) во изменении расписания.

 

3. Публицистическому стилю свойственны …

a) сочетание экспрессии и стандарта;

b) поиск новых средств выразительности, которые нередко становятся стандартом;

c) стилевая окраска долженствования, предписания;

d) подчёркнутая логичность изложения.

 

4. Речевая ошибка допущена в предложении …

a) А как вы считаете, мнимый человек может заболеть таким образом?

b) Внешний вид – это то, что будет говорить о вас, когда вы сами ещё ничего не успели сказать.

c) Попытайтесь понять, какие страхи прячутся за вашим желанием сделать всё идеально.

d) Дело в том, что у каждого из нас внутри есть собственные, биологические часы, которые не всегда совпадают с часами механическими.

 

 

5. Стилевыми чертами научного стиля являются …

a) логичность изложения;

b) объективность;

c) предписующе-долженствующий характер;

d) стандартизированность.

 

 6. В официально-деловых текстах широко употребляются …

 a) профессиональные термины;

 b) слова-канцеляризмы;

 c) разговорные слова;

 d) жаргонные слова.

 

 7. Пунктуационная ошибка допущена в предложении …

a) Сегодня когда цивилизация ориентирована на зрительные образы, компьютер может быть нашим спасением, так как снова возвращает людей в мир слов.

b) Гипертекст можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения.

c) Предание гласит, что, когда князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжёлых латах, он вдруг почувствовал под ногами камень.

d) Осталась от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки.

 

8. Нарушением норм делового этикета является использование …

a) глаголов только в форме повелительного наклонения;

b) слов с разговорной окраской (типа дорогой, дорогуша) в функции обращения;

c) формулы вежливости Вы при обращении к одному лицу;

d) заключительной формулы вежливости (С уважением).

 

9. К числу основных функций рекламы относятся …

a) информировать, сообщить о предлагаемой услуге или товаре;

b) привлечь внимание потребителя;

c) побудить адресата совершить покупки или воспользоваться услугами рекламодателя;

d) развлечь адресата.

 

10. В деловой документации не используются …

a) общеупотребительная лексика и разговорно-просторечные слова и выражения;

b) эмоционально-оценочные слова и выражения;

c) стилистически нейтральные и книжные элементы;

d) языковые формулы (клише), облегчающие восприятие текста.

 

11. В предложении «Главная особенность чеховского творчества заключается в том, что ни один художественный образ не живёт у него в одиночку» между компонентами словосочетания чеховского творчества обнаруживается связь …

a) согласование;

b) субстантивное управление;

c) примыкание;

d) глагольное управление.

 

12. Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях …

a) Особняк в стиле Ренесанса с колоннадой и подвесными галлереями расположился на склоне горы.

b) Иванов сходил с трибуны с видом победителя, не замечая, что скомпроментировал себя необдуманной импровизацией.

c) Сейчас он стоит около своей коллекции и объясняет что-то официальному оппоненту.

d) Рецензент доказывал, что книга представляет собой компиляцию, а местами и прямой плагиат.

 

13. Тавтология допущена в предложении …

a) После завершения учёбы наши обучающиеся легко находят работу.

b) Традиционно считается, что вознаграждение всегда усиливает побудительные мотивы деятельности человека.

c) Служба занятости проводит профессиональное обучение для не работающих длительное время, потерявших квалификацию, не имеющих профессии. граждан.

d) Похвала за хорошую работу заставляет нас почувствовать себя более компетентными и преуспевающими.

 

14. Фразеологизмы, употребляющиеся в письменной речи и имеющие оттенок торжественности, приподнятости, патетичности, по своим экспрессивно-стилистическим свойствам являются …

a) книжными;

b) разговорными;

c) просторечными;

d) нейтральными.

 

15. Лексическая ошибка, связанная с неверным выбором слова, допущена в предложении …

a) У жильцов это решение администрации вызвало бурное противоречие.

b) Если нет возможности выслушать собеседника в данный момент, нужно перенести разговор на другое время.

c) Участие в диалоге предполагает знание правил речевого поведения и умения ими пользоваться.

d) Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались мыслями и чувствами.

 

16. Историзмом является слово …

a) пищаль;

b) рыбарь;

c) коттедж;

d) файл.

 

17. Нормы управления нарушены в словосочетаниях …

 a) проявлять заботу и внимание о родителях;

 b) подбор и наблюдение за фактами;

 c) подбирать и готовить кадры;

 d) финансирование и снабжение предприятий.

 

18. Ударение падает на второй слог во всех словах, представленных в        рядах …

a) фетиш, страховщик;

b) ревень, ломоть;

c) возбудить, принять;

d) досуг, облегчить.

 

19.Правильные написания прописной и строчной букв представлены в  наименованиях …

 a) Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии;

 b) Крайний Север;

c) народы Востока;

d) Соединённые штаты Америки.

 

20. Правильные формы составных количественных числительных           использованы  в   словосочетаниях …

a) более тысячи пятисот восьмидесяти рублей;

b) с тысячью пятьюстами восемьюдесятью рублями;

c)  около тысячи пятиста восьмидесяти рублей;

d)  с тысячей пятистами восьмидесятью рублями.

Автор страницы: admin 2