Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

История экономических учений Рыжкова (2021 год)

назад

Номер варианта выбирается исходя из последней цифры в номере зачетной книжки.

Контрольная работа состоит из трех частей: теоретических вопросов, тестовых заданий, эссе.

Объем контрольной работы не должен превышать 25-30 стр.

 

Для выполнения контрольной работы необходимо полностью разобрать одну тему, решить тесты и написать эссе 

 

Варианты контрольных работ

Вариант

№ темы 

 №  эссе (написать эссе)

1

1

32

2

2

24

3

3

20

4

4

15

5

5

17

6

6

4

7

7

10

8

8

31

9

9

22

10

0

6

 

 

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вопросы

  1.  Экономическая мысль Древнего Востока.
  2.  Экономическая мысль античности.
  3.  Экономическая мысль Индии и Китая в средние века.
  4.  Зарождение экономической мысли в России.

Тесты

  1. Предметом изучения истории экономических учений является:
    1. исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций;
    2.  экономические законы и категории;
    3.  анализ функционирования экономических систем.

2.Свое начало история экономических учений берет со времен:

  1.  Древнего мира;
  2.  феодализма;
  3.  капитализма;
  4.  эпохи первоначального накопления капитала.

3.Кодекс законов царя Хамураппи был принят:

  1.  В Древнем Риме;
  2.  Древней Греции;
  3.  Древней Индии;
  4. Древнем Китае.

4.Законы Хамураппи регламентировали долговое рабство с целью:

  1.  скорейшего перехода к рыночной экономике;
  2.  обеспечения налоговых поступлений в казну;
  3. недопущения разрушения основ натурального хозяйства.

5.Происхождение понятия «экономика» связывают с именем:

  1. Сенеки;
  2. Аристотеля;
  3.  Ибн-Хальдуна;
  4.  Ксенофонта;
  5.  Конфуция.

6. Аристотель относил к сфере хрематистики:

  1. земледелие и ремесло;
  2. ростовщичество;
  3.  мелкую торговлю.

7.Проект идеального государства, обусловливающий деление общества на свободных и рабов, а их труд на умственный и физический, разработан:

  1. Ф. Аквинским;
  2. Ибн-Хальдуном;
  3.  Хамураппи;
  4. Ксенофонтом;
  5.  Катонном Старшим;
  6. Ю. Колумеллой;
  7.  Аристотелем.

 

Тема 2. МЕРКАНТИЛИЗМ

Вопросы

1.Исторические условия возникновения меркантилизма.

2.Меркантилизм как экономическая политика.

3.Этапы развития меркантилистских идей.

4.Особенности меркантилизма в разных странах.

 

Тесты

1.Какой концепцией обогатил меркантилизм историю экономических учений? 
а) монетаристской концепцией; 
б) теорией национального богатства; 
в) концепцией всеобщей коммерциализации; 
г) концепцией денег; 
д) концепцией рынка.

2. Сколько этапов выделяют в развитии меркантилизма? 
а) четыре; 
б) три; 
в)  пять; 
г)  два; 
д) один.

3. Основной экономической задачей ранние меркантилисты считали:

а) обеспечение активного торгового баланса;

б) обеспечение активного денежного баланса;

в) обеспечение эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) обеспечение эквивалентного обмена во внутренней торговле.

     4.  Основное внимание меркантилисты уделяли:

а) сфере производства;

б) сфере обращения;

в) сфере распределения;

г) сфере потребления.

  5. Деление богатства на два вида: естественное и искусственное ввел   известный автор эпохи меркантилизма:

а) англичанин Томас Манн (1571-1641);

б) неаполитанец Антонио Сера;

в) англичанин Дадли Норс (1641-1691);

г) француз Жан Боден (1530-1596).

     6. Особенностью метода меркантилистов не является:

а) макроэкономический подход к анализу экономических явлений;

б) прагматическая направленность выводов, связанных с решением проблемы обогащения нации;

в) отказ от анализа абстрактных понятий, таких, как «справедливая цена»;

г) нормативных характер выводов, свойственный религиозной мысли.

7. Является ли Антуан де Монкретьен представителем меркантилизма?

а) да;

б) нет

 

Тема 3 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТЭКОНОМИИ

Вопросы

1. Идеи У.Петти и П. Буагильбера.

2. Основные идеи  физиократов.

3. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

4. Экономические учения А.Смита и Д.Рикардо.

 

Тесты

  1. Кто впервые ввел понятие дифференциальной ренты:
    1. У. Пети;
    2. Д. Риккардо;
    3.  А. Смит;
    4. Ф. Кенэ.

2. Автором трактата « О налогах и сборах» (1662) является :

  1. А.Смит;
  2.  Д.Рикардо;
  3.  У. Пети;
  4.  Дж.Милль;
  5. Д) А. Монкретьен.

3. Физиократы выступали за:

  1.  обязательное государственное регулирование экономики;
  2.  свободное развитие экономики, управляемое только рыночной   стихией;
  3.  подчиненное, приниженное положение землевладельцев по отношению к другим слоям населения.

4.  По мнению классиков ценности создаются:

  1. в торговле;
  2.  трудом;
  3.  покупательским спросом.

5.Автором книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:

  1. А.Смит;
  2. Д. Рикардо;
  3.  А. Монкретьен.

   6.Источником богатства является по мнению У. Петти:

  1. сфера материального производства;
  2.  внешняя торговля;
  3.  внутренняя торговля;
  4.  ростовщичество.

7. Каков главный принцип экономической политики с точки зрения    представителей классической политической экономии? 

  1.  государственное регулирование; 
  2.  предприимчивость; 
  3. высокие налоги; 
  4. экономический либерализм или полное “laissez faire”; 

 

Тема 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К.МАРКСА

Вопросы

 

1.Экономические и исторические условия возникновения марксизма.

     2. Теория стоимости К.Маркса.

3.Теория прибавочной стоимости К.Маркса.

4.Теория воспроизводства К.Маркса.

 

Тесты

1.Назовите первоисточники, из которых исходил К.Маркс при работе над «Капиталом»? 

  1. философская работа Дж.С. Милля «Система логики»; 
  2. английская классическая политическая экономия Смита—Рикардо; 
  3.  немецкая классическая философия Гегеля-Фейербаха; 
  4.  французский утопический социализм; 
  5.  верны ответы п.2, п.3, п.4. 

2. Какой общественно – политический строй К. Маркс считал «общественным идеалом»? 

  1. социализм и коммунизм; 
  2.  капитализм; 
  3. социализм; 
  4.  феодализм; 
  5. все вышеперечисленное. 

3. Что по мнению Маркса является «нормой эксплуатации»? 

  1.  «неоплаченный труд» производительных рабочих; 
  2.  «неоплаченная рабочая сила»; 
  3.  неоплаченное рабочее время; 
  4. это результат отношения между размером прибавочной стоимости и размером соответствующего оплате рабочей силы переменного капитала; 
  5.  все вышеперечисленное. 

4. В чем по мнению Маркса состоит «фатальный характер основного противоречия капитализма»? 

  1. в цикличности экономического развития при капитализме; 
  2. «производить не для потребления, а ради прибыли»; 
  3. в распределении доходов при капитализме; 
  4.  в перепроизводстве; 
  5.  все вышеперечисленное. 

 

5. В каком варианте ответов сформулировано определение органического строения капитала по К.Марксу? 

  1.  Сумма постоянного и переменного капитала; 
  2. Разность между постоянным и переменным капиталом; 
  3.  Отношение основного капитала к оборотному; 
  4. Отношение постоянного капитала к переменному; 
  5. Отношение оборотного капитала к основному. 

6. Кто ввел в экономическую науку термин “постоянный капитал“? 

  1. Смит А.; 
  2. Тюрго А.; 
  3.  Кене Ф.; 
  4.  Петти В.; 
  5.  Маркс К. 

7. Какая концепция занимает центральное место в методологии исследования К.Маркса? 

  1. Концепция производственных отношений; 
  2. Концепция базиса и надстройки; 
  3. Концепция производительных сил; 
  4. Концепция реального базиса; 
  5. Концепция денежных издержек. 

 

Тема 5 ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ГЕРМАНИИ

Вопросы

 

1.Идеи предшественника исторической школы Ф. Листа.

2. «Старая» историческая школа (В.Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд).

3. «Новая» историческая школа (Л.Брентано, К.Бюхер).

4. «Юная» историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер).

Тесты

1. Кто является основателем исторической (национальной) школы?

  1. Фридрих Лист; 
  2.  Джон Милль;
  3.  Карл Маркс;
  4.  Владимир Ленин;
  5.  Карл Книс;

2.По его словам, экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и даже чертами  национального характера.

  1. Фридрих Лист; 
  2. Джон Милль;
  3. Карл Маркс;
  4.  Владимир Ленин;
  5. Карл Книс.

3. В целях укрепления монархии он обосновывает необходимость разработки социального законодательства, считая его существенным условием стабильности экономики и нации.

  1. Фридрих Лист; 
  2.  Джон Милль;
  3.  Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;
  5. Карл Книс.

4.Он выступал за признание деятельности профсоюзов, за поддержку потребительской кооперации, был сторонником разработки фабричного законодательства.

  1. Луйо Брентано; 
  2.  Джон Милль;
  3.  Карл Маркс;
  4.  Густав Шмоллер;
  5. Карл Книс.

5.В истории экономики он выделил три ступени: замкнутого домашнего хозяйства, городского хозяйства, народного хозяйства.

  1. Карл Бюхер; 
  2. Джон Милль;
  3. Карл Маркс;
  4.  Густав Шмоллер;
  5. Карл Книс.

6.Он заложил основы новой научной дисциплины «экономическая социология».

  1. Карл Бюхер; 
  2.  Макс Вебер;
  3.  Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;
  5.  Карл Книс.

7.В каком году Карл Книс  выпустил свою главную работу «Политическая экономия с точки зрения исторического метода»?

  1. 1853г.
  2. 1863 г.;
  3. 1939г.;
  4. 1849 г.;
  5. 1855 г..

 

 

Тема 6 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

 

Вопросы для изучения

1.Предмет исследования, особенности методологии институционализма.

2.Идеи представителей раннего американского институционализма.

3.Социально-институциональное направление.

4. Теории трансформации.

 

Тесты

 

1. Кому принадлежит труд «Теория праздного класса»?

 

  1. Зомбарт Вернер; 
  2.  Торнстейн Веблен;
  3. Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;
  5. Карл Книс.

2.Он создал правовой институционализм.

  1. Джон Коммонс; 
  2.  Торнстейн Веблен;
  3.  Карл Маркс;
  4.  Густав Шмоллер;
  5. Карл Книс.

3. Кому принадлежала идея «нового практического социализма»?

 

  1. Джон Гэлбрейт; 
  2. Торнстейн Веблен;
  3.  Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;
  5.  Карл Книс.

4.Он стоял у истоков создания в США системы страхования от безработицы, накопительного пенсионного страхования.

  1. Джон Гэлбрейт; 
  2.  Джон Коммонс;
  3.  Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;

5.Кто из экономистов выдвинул теорию трансакционных издержек?

  1. Джон Гэлбрейт; 
  2.  Джон Коммонс;
  3.  Карл Маркс;
  4. Густав Шмоллер;

6. Что является центральной идеей институционализма?

  1.  плановое регулирование экономики;
  2. необходимость вмешательства государства в экономику;
  3. эволюционное преобразование общества;
  4. контроль общественного мнения;
  5. учет психологических факторов.

7. Кто из представителей институционализма разработал психологическую теорию экономического развития?

  1. Дж. Робинсон;
  2.  У. Митчелл;
  3. Дж. Гэлбрейт;
  4. Т. Веблен;
  5. Д. Коммонс.

 

 

Тема 7 МАРЖИНАЛИЗМ

Вопросы

  1. Методологические принципы маржинализма.
  2.  Этапы маржиналистской революции.
  3. Особенности методологии австрийской школы маржинализма.
  4. Особенности математической школы маржинализма

 

 

Тесты

1. Когда классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория?

  1. в первой половине XIX в.;
  2.  в 30-е годы XIX в.;
  3.  в течение последних 30 лет XIX в.;
  4. в середине XX в.
  1. В чем заключается основная идея маржинализма?
    1. исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономических микро- и макросистем;
    2.  исследования финансовых систем;
    3.  исследование инвестиций;
    4.  изучение отраслей;
    5.  изучение фирм.

 

3. Математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных величин, но и для обоснования принятия оптимальных решений:

  1.  да;
  2.  нет.

4. Термин «предельная полезность» впервые был употреблен в работах У. Джевонса:

  1.  да;
  2. нет.

5.Кто ввел в экономическую науку термин «предельный»?

  1. А . Курно;
  2. Г. Госсен;
  3.  У. Джевонс;
  4.  К. Менгер;
  5.  Ф. Визер.

6. Экономисты первого этапа «маржиналистской революции» определяют стоимость (ценность) на основе:

  1. трудовой теории;
  2. теории издержек;
  3.  теории предельной полезности;
  4.  выявления равновесной цены;
  5.  теории предельной производительности.

7. Кто стоял у истоков маржинальной революции?

  1.  К. Менгер;
  2.  К. Маркс;
  3.  Л. Вальрас;
  4.  У. Джевонс;
  5. Г. Госсен.

 

 

 

Тема 8 КЕЙНСИАНСТВО

 

Вопросы для изучения

  1. Содержание кейнсианской революции.
  2. Теория «эффективного спроса». Функция потребления. Функция инвестиций.
  3. Теория денег.
  4.  Анализ рынка труда.

 

 

Тесты

  1. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия уровни зарплаты и цен рассматриваются как постоянные величины:
    1. да;
    2. нет.
  2. Кейнсианский мультипликатор определяется как отношение прироста дохода  к приросту инвестиций:
    1. да;
    2. нет.
  3. Ядром общей теории Кейнса можно назвать принцип эффективного спроса:
    1. да; 
    2. нет.

4. Какие теории критиковал Дж. М. Кейнс:

  1. теорию рыночного саморегулирования;
  2. количественную теорию денег;
  3. теорию рынков Сэя;
  4. верны ответы а и б;
  5. все ответы верны.

5. Какая категория введена в экономическую науку не Кейнсом:

  1.  ставка ссудного процента;
  2. совокупный спрос;
  3.  совокупное предложение;
  4. предельная склонность к потреблению;
  5.  ликвидность.

6. Что из ниже перечисленного отстаивал Кейнс:

  1. «невидимую руку» рынка;
  2. ограничение денежной массы;
  3.  свободу предпринимательства;
  4. снижение цен на товары первой необходимости;

7. Укажите причины написания Кейнсом «Общей теории занятости, процента и денег»:

  1. рост монополий;
  2. увеличение денег в обращении;
  3. необходимость выхода из мирового экономического кризиса 1929-33 гг.;
  4.  жесткое регулирование экономики государством;
  5. ускорение роста инвестиций.

 

Тема 9 МОНЕТАРИЗМ

 

Вопросы

  1. Американский монетаризм.
  2. Экономическая философия М. Фридмана.
  3. Монетаристские рецепты регулирования инфляции.
  4. Монетаризм в практике рыночных преобразований в России.

 

 

Тесты

 

1.Представителями монетаризма являются:

  1.  А. МЕлцер, К. Бруннер, Д. Лейдер, М. Фридмен;
  2. А.Лаффер, Р. Барроу, П. Боурмен.

2. К основным постулатам монетаризма можно отнести следующие:

  1. денежная масса- главный регулятор общественной жизни;
  2.  скорость обращения денег жестко фиксирована;
  3. эмиссия денег стабильна

3.Согласно концепции М.Фридмена цены выполняют в экономике:

  1.  информационную функцию;
  2. стимулирующую функцию;
  3. распределительную функцию.

4.Уравнение М. Фридмена выражается формулой:

  1.  mv=pq
  2.  M=krp
  3.  M=y+p

5.М.Фридмен выступал сторонником гибкой денежно-кредитной политики.

  1. да;
  2.  нет.

6. Спрос на деньги зависит от общей суммы богатства общества

  1.  да;
  2.  нет.

 

7.С точки зрения глобального монетаризма, существует тесная взаимосвязь национальной монетарной и валютной политик.

  1.  да;
  2.  нет.

 

Тема 10 РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

 

Вопросы для изучения

  1. Развитие экономической мысли России в русле мировой экономической науки.
  2. Российские вариации первых школ политэкономии: русский меркантилизм (Ю.Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), физиократия (Д.А. Голицын), классичесая школа (И.Я. Горлов, И.В. Вернадский).
  3. Вклад в науку М.И. Туган-Барановского.
  4. В клад в науку А.В Чаянова.

 

 

Тесты

 

  1. Кому из представителей отечественной экономической мысли принадлежит исследование монополистической стадии капитализма:
    1. М.И. Туган-Барановскому;
    2.  В.И. Ленину;
    3.  Г.В. Плеханову;
    4.  П.Б. Струве;
    5. Л.М. Крицману.
  2. Кто из отечественных экономистов впервые в мире дал способ выражения полных затрат и ввел понятие «технологический коэффициент затрат продукции, ставшей основой современного метода «затраты – выпуск»:
  1. Л. Слонимский;
  2. Л. Винярский;
  3.  В. Дмитриев;
  4.  Е. Слуцкий;
  5. М. Туган-Барановский.

3. И.Т. Посошков в своих экономических взглядах исходил из:

  1. идеи прогрессивного развития производительных сил в России;
  2.  приоритетного развития сельского хозяйства;
  3. первостепенного развития ремесла;
  4.  приоритетного развития промышленности;
  5.  приоритетного развития внешней торговли.

4. Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина заключалась в:

  1. укреплении общинного землепользования;
  2. насильственном подавлении крестьянских выступлений против реформы;
  3.  передаче земли в собственность государства;
  4.  разрешении общинного землепользования и передачи земли в частную собственность;
  5.  переселении крестьян на свободные государственные земли.

5. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова основана на предположении, что крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда:

  1.  да;
  2.  нет.

6. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств:

  1. да;
  2. нет.

7. Источником богатства И.Т. Посошков считал труд:

  1. да;
  2.  нет.

Тематика домашних творческих заданий (эссе)

 

  1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: факты и аргументы.
  2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения в истории экономической мысли.
  3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.
  4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ в истории экономической мысли.
  5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической мысли.
  6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.
  7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.
  8. Меркантилизм как начало экономической науки.
  9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.
  10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.
  11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.
  12. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.
  13. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.
  14. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.
  15. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.
  16. Затратные теории стоимости классической политической экономии.
  17. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов: общее и особенное.
  18. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.
  19. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.
  20. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.
  21. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.
  22. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.
  23. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.
  24. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.
  25. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.
  26. Концепции реформ родоначальников институционализма.
  27. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки.
  28. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.
  29. Теории денег в истории экономической науки.
  30. Теории доходов в истории экономической науки.
  31. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.
  32. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.
  33. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма.
  34. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).
  35. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).

Автор страницы: admin 2