Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

История экономических учений

в начало

Контрольная работа состоит из теориетической части (одна из 9 тем) и эссе (список тем ниже).

Тема 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ КАК НАУКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Предмет, методы и функции дисциплины «История  экономических учений».

2. Периодизация истории экономических учений.

3. Основные этапы развития экономической науки.

4. Экономическая мысль Древнего Востока.

5. Экономическая мысль античности.

6. Экономическая мысль Индии и Китая в средние века.

7. Зарождение экономической мысли в России.

Тема 2. МЕРКАНТИЛИЗМ

1.Исторические условия возникновения меркантилизма.

2.Меркантилизм как экономическая политика.

3.Этапы развития меркантилистских идей.

4.Особенности меркантилизма в разных странах.

Тема 3 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТЭКОНОМИИ

1.Исторические условия возникновения классической школы.

2.Основные черты и  этапы развития классических идей.

3. Идеи У.Петти и П. Буагильбера.

4. Основные идеи  физиократов.

5. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

6. Экономические учения А.Смита и Д.Рикардо.

7.Идеи Ж.Б.Сэя.

Тема 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К.МАРКСА

1.Экономические и исторические условия возникновения марксизма.

2.Методология К.Маркса.

3. Теория стоимости К.Маркса.

4.Теория прибавочной стоимости К.Маркса.

5. Теория накопления К.Маркса.

6.Теория воспроизводства К.Маркса.

7. Сценарии  перехода к новой общественно-экономической формации.

Тема 5 ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ГЕРМАНИИ

1.Истоические условия формирования и особенности политической экономии в Германии.

2.Особенности социально-экономического развития Германии.

3.Идеи предшественника исторической школы Ф. Листа.

4. «Старая» историческая школа (В.Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд).

5. «Новая» историческая школа (Л.Брентано, К.Бюхер).

6. «Юная» историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер).

Тема 6 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

1.Предмет исследования, особенности методологии институционализма.

2.Идеи представителей раннего американского институционализма.

3.Социально-институциональное направление.

4. Теории трансформации.

5. Проблемы третьего мира.

Тема 7 МАРЖИНАЛИЗМ

  1. Предпосылки возникновения маржинализма.
  2. Методологические принципы маржинализма.
  3.  Этапы маржиналистской революции.
  4. Особенности методологии австрийской школы маржинализма.
  5. Особенности математической школы маржинализма

Тема 8 КЕЙНСИАНСТВО

  1. Предпосылки кейнсианской революции.
  2. Содержание кейнсианской революции.
  3. Теория «эффективного спроса». Функция потребления. Функция инвестиций.
  4. Теория денег.
  5.  Анализ рынка труда.
  6. Практическая программа Дж.М. Кейнса.

Тема 9 МОНЕТАРИЗМ

  1. Причины возникновения монетаризма.
  2. Американский монетаризм.
  3. Экономическая философия М. Фридмана.
  4. Ключевая роль денег в экономике.
  5. Монетаристские рецепты регулирования инфляции.
  6. Монетаризм в практике рыночных преобразований в России.

 

Тематика домашних творческих заданий (эссе)

Объем домашнего творческого задания (эссе) не должен превышать 5 машинописных страниц в компьютерном варианте

  1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: факты и аргументы.
  2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения в истории экономической мысли.
  3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.
  4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ в истории экономической мысли.
  5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической мысли.
  6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.
  7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.
  8. Меркантилизм как начало экономической науки.
  9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.
  10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.
  11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.
  12. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.
  13. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.
  14. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.
  15. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.
  16. Затратные теории стоимости классической политической экономии.
  17. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов: общее и особенное.
  18. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.
  19. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.
  20. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.
  21. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.
  22. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.
  23. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.
  24. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.
  25. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.
  26. Концепции реформ родоначальников институционализма.
  27. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки.
  28. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.
  29. Теории денег в истории экономической науки.
  30. Теории доходов в истории экономической науки.
  31. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.
  32. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.
  33. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма.
  34. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).
  35. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).

Автор страницы: admin 2