Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Психология самоорганизации и самообразования Жученко, Кубашева (методичка 2017 г.)

в начало

Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы и вариант практического задания строго из приведенного списка с учетом личного интереса и имеющейся литературы.

Контрольная работа состоит из трех частей:

  • теоретической,
  • практической,
  • словаря основных терминов (ключевых слов) по выполненной работе.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  1. Основные положения гештальт-психологии как направления, предвосхитившего появление концепции самоорганизации.
  2. Вклад ученых в развитие психологии как науки.
  3. Бессознательное человека: структура, влияние на поведение.
  4. Развитие высших психических функций человека в процессе самоорганизации.
  5. Психическое здоровье человека как фактор эффективной самоорганизации и самообразования.
  6. Механизмы психологической защиты в процессе самоорганизации.
  7. Социальная зрелость личности как показатель уровня самоорганизации.
  8. Возрастная динамика развития человека в процессе образования.
  9. Развитие личности в образовательных системах.
  10. Влияние темперамента на развитие личности.
  11. Гениальность и безумие.
  12. Направленность личности как результат самообразования.
  13. Эмоции и чувства: общее и отличия.
  14. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.
  15. Стресс в процессе самообразования и самоорганизации и способы его преодоления.
  16. Звенья саморегуляции и их реализация в жизнедеятельности.
  17. Ощущение: виды, свойства, закономерности функционирования, значение в жизни человека.
  18. Восприятие: виды, свойства, значение в жизни человека.
  19. Речь — инструмент мышления.
  20. Воображение и творческой мышление: общее, отличие, связь.
  21. Способы развития познавательных процессов в разном возрасте.
  22. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
  23. Самообразование руководителя АПК.
  24. Основные принципы тайм-менеджмента руководителя.
  25. Особенности учебной деятельности в разном возрасте.
  26. Условия и факторы профессионального самоопределения.
  27. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.
  28. Самоорганизация учебной деятельности.
  29. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
  30. Психологическое айкидо.
  31. Ассертивность как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией.
  32. Самообразование — фактор социализации личности?
  33. Общение в Интернете: психологические особенности, значение для самоорганизации и самообразования.
  34. Конфликт: психологическая сущность, влияние на самоорганизацию.
  35. Виды компьютерных технологий и их влияние на самообразование.
 
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
  1. «Лошадь, знающая, что она — лошадь, уже не лошадь». Почему?
  2. Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестру. Но каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне? Как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное? В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?
  3. Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
  4. Как Вы понимаете фразу: «Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении»?
  5. Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи, и почему: Колобок, Красная Шапочка, Винни-Пух, Буратино,  Золушка, Наташа Ростова, Родион Раскольников, Пьер Безухов, ваш сосед по комнате в общежитии, ваши родители.
  6. Представьте, что Вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: Ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, бухгалтер, продавец, охранник, водитель.
  7. Какими из перечисленных правил Вы стали бы руководствоваться в общении и почему?
  8. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сфера темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы: быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, впечатлительный.
  9. У каждого из Вас есть сильные стороны: то, что Вы цените, принимаете и любите в себе, что помогает Вам выстоять в трудную минуту. Опишите свои достоинства, не умаляя их и не ставя их под сомнение.
  10. Придумайте четыре варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы Вам реагировать на собственные неудачи и ошибки.
  11. Ваш сокурсник / коллега неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает также интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы Вы ему сказали? Каким образом можно не только успокоить, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?
  12. Откладывание работы – типичный способ избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить» и т. п. Конечно, субъект может откладывать работу из-за отсутствия соответствующих стимулов, мотивов. Но часто человек прибегает к такому поведению потому, что боится рисковать, ошибиться, то есть боится неудачи. Для некоторых людей приятнее воспринимать себя достаточно способным, но неорганизованным, нежели наоборот. В этом случае вмешиваются механизмы психологической защиты: человек стремится поддерживать образ своего «Я» на соответствующем уровне. А поражение, неудача могут снизить самооценку, и это определяет стремление некоторых людей избегать неудачи, поддерживая этим чувство самоуважения. Поразмышляйте над тем, каким бы вы хотели  себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (то есть человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым, организованным (человеком, который не боится неудачи). Определяется ли поражение (неудача) отсутствием способностей? Какие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу?
  13. Проанализируйте позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит).
  14. Представьте, что вы — человек с высокой мотивацией достижения (стремитесь достигать значительных успехов). Вспомните или придумайте девиз, который бы ориентировал, побуждал и вдохновлял вас на преодоление трудностей и проблем. Подберите несколько вариантов девиза.
  15. Составьте личный план саморазвития по четырем основным сферам жизни человека: деятельность (обучение в вузе и самореализация личности студента), отношения (в семье, вузе, с друзьями), здоровье, душевный комфорт.
  16. Задача на рост самостоятельности. Выберите из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезными несамостоятельному человеку:
  17. Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Объясните мне, в чем причина неудовлетворительного усвоения мною предмета и что мне делать дальше?» - Что должен ответить на это преподаватель? Как можно охарактеризовать уровень самообразования и саморазвития этого студента?
  18. Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Ребенок говорит родителям: «Я опять забыл принести тетрадь в школу (выполнить домашнее задание)». – Как на это отреагировать родителям? Что можно сказать об уровне самоорганизации ребенка?
  19. Определите тип темперамента:
  20. С точки зрения воли, это характеристики сильной или слабой воли? Желаю, настаиваю, боюсь, мучаюсь, попробую, справлюсь, колеблюсь, избегаю, добиваюсь, отложу.
  21.  Завершите притчу и объясните ее. «Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 000 человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «ты сказала, что уморишь 5 000, а уморила только 50», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила только 5. остальные умерли от …».
  22. Какие эмоции соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека? Радость, ярость, ужас, восторг, тоска, паника, подавленность, интерес, удивление.
  23.  Определите тип мотивации поведения в следующих ситуациях:
  24. Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?
  25. Почему летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы? Как это влияет на их самоорганизацию?
  26. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?
  27. В эксперименте одна группа людей описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса…». А другая группа людей так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат…». Чем объясняется разница в восприятии людей? Как эти особенности можно использовать для повышения уровня самоорганизации?
  28. Что относится к пассивному воображению, а что – к активному? Мечта; сновидения; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, направленные на способ разрешения ситуации.
  29. Почему женщины приоткрывают рот, когда красят ресницы?
  30. Почему чайник дольше закипает, когда человек сидит и смотрит на него?
  31. Составьте список дел на неделю. При этом используйте первые буквы азбуки для классификации значимости ваших дел: напишите заглавную букву «А» слева листка бумаги и укажите здесь те дела, которые для вас наиболее важны. Соответственным образом в категории «Б» окажутся дела «средней» значимости, а в группе «В» - наименее значимые. По мере того, как вы будете распределять их по колонкам «А», «Б» и «В», вы увидите, что ваш выбор является отчасти условным. Вы не совсем уверены в том, насколько правилен ваш выбор. Но сравнение различных дел друг с другом позволит вам постепенно рассортировать их на три группы. Дела, оказавшиеся в колонке «А», будут наиболее ценными для вас. По этой причине вам следует уделить максимум своего времени, посвящая в первую очередь свои усилия делам из группы «А», затем из группы «Б», затем из группы «В». Принимая во внимание время дня и степень актуальности, вы можете распределить дела из группы «А» по порядку - А-1, А-2, А-3, А-4 и т. д.
  32. Представьте, что вы можете свободно распоряжаться своим временем. За исключением приема пищи и, по меньшей мере, 6 часов на сон, у вас нет никаких других ограничений. При этом вы располагаете достаточными материальными средствами и всем необходимым для того, чтобы осуществить все, что вам хочется, сохраняя разумные пропорции между развлечениями и занятиями. В соответствии с этой воображаемой ситуацией напишите, что вы хотели бы сделать в течение ближайших 24 часов, указав время, потраченное на каждое занятие. Напишите перечень действий за последние 24 часа реальный. Сравните реальный и идеальный список и выявите причины разницы.
  33. Как вести себя преподавателю, когда студенты спят на лекциях или готовятся к другим предметам? Чем можно объяснить такое поведение студентов?
  34. Представьте, что вы — начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
  35. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы Вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами Вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

 

Автор страницы: admin 2