Психология самоорганизации и самообразования Жученко, Кубашева (методичка 2017 г.)
Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы и вариант практического задания строго из приведенного списка с учетом личного интереса и имеющейся литературы.
Контрольная работа состоит из трех частей:
- теоретической,
- практической,
- словаря основных терминов (ключевых слов) по выполненной работе.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Основные положения гештальт-психологии как направления, предвосхитившего появление концепции самоорганизации.
- Вклад ученых в развитие психологии как науки.
- Бессознательное человека: структура, влияние на поведение.
- Развитие высших психических функций человека в процессе самоорганизации.
- Психическое здоровье человека как фактор эффективной самоорганизации и самообразования.
- Механизмы психологической защиты в процессе самоорганизации.
- Социальная зрелость личности как показатель уровня самоорганизации.
- Возрастная динамика развития человека в процессе образования.
- Развитие личности в образовательных системах.
- Влияние темперамента на развитие личности.
- Гениальность и безумие.
- Направленность личности как результат самообразования.
- Эмоции и чувства: общее и отличия.
- Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.
- Стресс в процессе самообразования и самоорганизации и способы его преодоления.
- Звенья саморегуляции и их реализация в жизнедеятельности.
- Ощущение: виды, свойства, закономерности функционирования, значение в жизни человека.
- Восприятие: виды, свойства, значение в жизни человека.
- Речь — инструмент мышления.
- Воображение и творческой мышление: общее, отличие, связь.
- Способы развития познавательных процессов в разном возрасте.
- Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
- Самообразование руководителя АПК.
- Основные принципы тайм-менеджмента руководителя.
- Особенности учебной деятельности в разном возрасте.
- Условия и факторы профессионального самоопределения.
- Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.
- Самоорганизация учебной деятельности.
- Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
- Психологическое айкидо.
- Ассертивность как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией.
- Самообразование — фактор социализации личности?
- Общение в Интернете: психологические особенности, значение для самоорганизации и самообразования.
- Конфликт: психологическая сущность, влияние на самоорганизацию.
- Виды компьютерных технологий и их влияние на самообразование.
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
- «Лошадь, знающая, что она — лошадь, уже не лошадь». Почему?
- Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестру. Но каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне? Как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное? В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?
- Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
- Как Вы понимаете фразу: «Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении»?
- Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи, и почему: Колобок, Красная Шапочка, Винни-Пух, Буратино, Золушка, Наташа Ростова, Родион Раскольников, Пьер Безухов, ваш сосед по комнате в общежитии, ваши родители.
- Представьте, что Вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: Ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, бухгалтер, продавец, охранник, водитель.
- Какими из перечисленных правил Вы стали бы руководствоваться в общении и почему?
- Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сфера темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы: быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, впечатлительный.
- У каждого из Вас есть сильные стороны: то, что Вы цените, принимаете и любите в себе, что помогает Вам выстоять в трудную минуту. Опишите свои достоинства, не умаляя их и не ставя их под сомнение.
- Придумайте четыре варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы Вам реагировать на собственные неудачи и ошибки.
- Ваш сокурсник / коллега неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает также интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы Вы ему сказали? Каким образом можно не только успокоить, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?
- Откладывание работы – типичный способ избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить» и т. п. Конечно, субъект может откладывать работу из-за отсутствия соответствующих стимулов, мотивов. Но часто человек прибегает к такому поведению потому, что боится рисковать, ошибиться, то есть боится неудачи. Для некоторых людей приятнее воспринимать себя достаточно способным, но неорганизованным, нежели наоборот. В этом случае вмешиваются механизмы психологической защиты: человек стремится поддерживать образ своего «Я» на соответствующем уровне. А поражение, неудача могут снизить самооценку, и это определяет стремление некоторых людей избегать неудачи, поддерживая этим чувство самоуважения. Поразмышляйте над тем, каким бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (то есть человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым, организованным (человеком, который не боится неудачи). Определяется ли поражение (неудача) отсутствием способностей? Какие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу?
- Проанализируйте позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит).
- Представьте, что вы — человек с высокой мотивацией достижения (стремитесь достигать значительных успехов). Вспомните или придумайте девиз, который бы ориентировал, побуждал и вдохновлял вас на преодоление трудностей и проблем. Подберите несколько вариантов девиза.
- Составьте личный план саморазвития по четырем основным сферам жизни человека: деятельность (обучение в вузе и самореализация личности студента), отношения (в семье, вузе, с друзьями), здоровье, душевный комфорт.
- Задача на рост самостоятельности. Выберите из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезными несамостоятельному человеку:
- Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Объясните мне, в чем причина неудовлетворительного усвоения мною предмета и что мне делать дальше?» - Что должен ответить на это преподаватель? Как можно охарактеризовать уровень самообразования и саморазвития этого студента?
- Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Ребенок говорит родителям: «Я опять забыл принести тетрадь в школу (выполнить домашнее задание)». – Как на это отреагировать родителям? Что можно сказать об уровне самоорганизации ребенка?
- Определите тип темперамента:
- С точки зрения воли, это характеристики сильной или слабой воли? Желаю, настаиваю, боюсь, мучаюсь, попробую, справлюсь, колеблюсь, избегаю, добиваюсь, отложу.
- Завершите притчу и объясните ее. «Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 000 человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «ты сказала, что уморишь 5 000, а уморила только 50», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила только 5. остальные умерли от …».
- Какие эмоции соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека? Радость, ярость, ужас, восторг, тоска, паника, подавленность, интерес, удивление.
- Определите тип мотивации поведения в следующих ситуациях:
- Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?
- Почему летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы? Как это влияет на их самоорганизацию?
- Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?
- В эксперименте одна группа людей описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса…». А другая группа людей так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат…». Чем объясняется разница в восприятии людей? Как эти особенности можно использовать для повышения уровня самоорганизации?
- Что относится к пассивному воображению, а что – к активному? Мечта; сновидения; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, направленные на способ разрешения ситуации.
- Почему женщины приоткрывают рот, когда красят ресницы?
- Почему чайник дольше закипает, когда человек сидит и смотрит на него?
- Составьте список дел на неделю. При этом используйте первые буквы азбуки для классификации значимости ваших дел: напишите заглавную букву «А» слева листка бумаги и укажите здесь те дела, которые для вас наиболее важны. Соответственным образом в категории «Б» окажутся дела «средней» значимости, а в группе «В» - наименее значимые. По мере того, как вы будете распределять их по колонкам «А», «Б» и «В», вы увидите, что ваш выбор является отчасти условным. Вы не совсем уверены в том, насколько правилен ваш выбор. Но сравнение различных дел друг с другом позволит вам постепенно рассортировать их на три группы. Дела, оказавшиеся в колонке «А», будут наиболее ценными для вас. По этой причине вам следует уделить максимум своего времени, посвящая в первую очередь свои усилия делам из группы «А», затем из группы «Б», затем из группы «В». Принимая во внимание время дня и степень актуальности, вы можете распределить дела из группы «А» по порядку - А-1, А-2, А-3, А-4 и т. д.
- Представьте, что вы можете свободно распоряжаться своим временем. За исключением приема пищи и, по меньшей мере, 6 часов на сон, у вас нет никаких других ограничений. При этом вы располагаете достаточными материальными средствами и всем необходимым для того, чтобы осуществить все, что вам хочется, сохраняя разумные пропорции между развлечениями и занятиями. В соответствии с этой воображаемой ситуацией напишите, что вы хотели бы сделать в течение ближайших 24 часов, указав время, потраченное на каждое занятие. Напишите перечень действий за последние 24 часа реальный. Сравните реальный и идеальный список и выявите причины разницы.
- Как вести себя преподавателю, когда студенты спят на лекциях или готовятся к другим предметам? Чем можно объяснить такое поведение студентов?
- Представьте, что вы — начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
- Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы Вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами Вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
Автор страницы: admin 2