Артикул: 000181д_адм2
Автор решения: alex_admin
Дипломная работа: Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц (87 стр.)
Дипломная работа: Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц (87 стр.)
Часть готового решения
Содержание
Введение
1. Теоретические основы оценки и анализа кредитоспособности юридических лиц
1.1. Понятие кредитоспособности юридических лиц
1.2. Методики оценки кредитоспособности – сравнительная характеристика
1.3. Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц: теоретические аспекты
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк»
2.1. Общая характеристика банка: виды операций
2.2. Организационная структура
2.3. Анализ финансового состояния банка
3. Оценка и анализ кредитоспособности юридических по методике ОАО «Сбербанк»: проблемы и пути решения
3.1. Анализ кредитоспособности по методике Сбербанка
3.2. Функционирование системы оценки и анализа кредитоспособности юридических лиц: выявление проблем
3.3. Пути решения проблем оценки и анализа кредитоспособности юридических лиц
Заключение
Список литературы
Введение
Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования использования экономических методов управления кредитом и банками, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.
Рассмотрение проблем анализа кредитоспособности на современном этапе развития кредитного рынка представляет большой интерес для банков. В этой области необходимы как серьезные теоретические и статистические исследования, так и осмысление мирового опыта.
Перед кредитными учреждениями постоянно стоит задача выбора показателей для определения способности заемщика выполнить свои обязательства по своевременному и полному возврату кредита.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту: экономические трудности серьезным образом отразились на деятельности коммерческих банков. Общеэкономическая функция банков по трансформации рисков существенно ослабла. Просроченная задолженность по ссудам продолжает расти высокими темпами.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы.
Объект исследования - ОАО «Сбербанк».
Предмет исследования – система оценки и анализа кредитоспособности юридических лиц.
Цель работы – исследование система оценки кредитоспособности клиентов объекта исследования.
Задачи работы:
• исследование теоретических основ понятия и методик оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц банка;
• исследование общей характеристики банка и его финансового состояния;
• исследование особенностей оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц банка;
• предложение рекомендаций по совершенствованию системы оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц банка.
Информационную базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансов и банковского дела статьи экспертов периодической печати, статистические данные. При написании работы были использованы следующие методы исследования: сравнение, системный анализ и метод экспертных оценок.
Заключение
Кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) – это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.
Коммерческие банки западных стран используют на практике сложные системы разнообразных финансовых показателей для оценки кредитоспособности своих клиентов.
В России ЦБ РФ также разрабатывает для коммерческих банков рекомендации относительно определения финансового состояния и кредитоспособности заемщиков.
Критерии оценки финансового состояния заемщика устанавливаются коммерческими банками самостоятельно на основании обстоятельной и взвешенной оценки финансовой деятельности клиента, проведенной по итогам сравнительного анализа балансов, отчетов о финансовых результатах и их использованиях и тому подобное. Заемщик должен иметь финансовые предпосылки для получения ссуды и быть состоятельным своевременно повернуть предоставленный ему кредит в соответствии с условиями кредитного договора. В каждом частном случае банк должен определить степень риска, какой он готов взять на себя.
ЦБ РФ рекомендует каждому коммерческому банку разработать свою собственную систему показателей финансовой деятельности заемщиков. Методика проведения оценки финансового состояния заемщиков оформляется отдельным положением и утверждается правлением коммерческого банка.
Критический анализ существующих моделей оценки финансового состояния дал возможность автору сделать вывод о том, что данная сфера на сегодняшний день недостаточно изучена специалистами. Зачастую модели оценки финансового состояния включают в себя финансовые показатели, которые находятся в тесной функциональной зависимости между собой, а их нормативные значения одинаковы для всех отраслей экономики. Все это снижает эффективность применения на практике таких моделей. В связи с этим в диссертации автором предложена система финансовых показателей, которые в наименьшей степени дублируют друг друга и наилучшим образом характеризуют отдельные стороны деятельности предприятия. На базе предложенной системы финансовых показателей, их весов, алгоритма расчета, а также нормативных значений, установленных с учетом отраслевой специфики предприятия, разработан научный подход к оценке финансового состояния потенциального заемщика.
История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сбербанк сегодня – это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.
Сберегательный банк России по роду своей деятельности и видам совершаемых операций все более превращается в универсальный коммерческий банк. Сбербанк динамично развивается по всем направлениям деятельности, обеспечив клиентам широкий спектр услуг с использованием современных банковских технологий, экономическую безопасность вверенных ими средств, качественное и своевременное выполнение поручений клиентов, а также проведение эффективной экономической политики, способствующей повышению доходности и снижению риска совершаемых операций.
Основные показатели работы ОАО «Сбербанк» за последние три года свидетельствуют о значительном росте темпов экономического развития. Прибыль ОАО «Сбербанк» за последние три года неизменно росла: в 2011 г. она выросла на 22,6%, а в 2012 г. – еще на 60,6%.
На 01.01.2013 г. ОАО «Сбербанк» имеет возможность полностью покрыть свои обязательства по счетам до востребования за счет высоколиквидных активов, которые могут быть получены в течение ближайшего календарного дня или могут быть незамедлительно востребованы и реализованы в целях незамедлительного получения денежных средств.
Для определения кредитоспособности юридического лица в ОАО «Сбербанк» проводится количественный (оценка финансового состояния) анализ рисков.
Количественный анализ финансового состояния Заемщика предполагает оценку следующих групп оценочных показателей:
• коэффициентов ликвидности;
• коэффициентов соотношения собственных и заемных средств;
• показателей оборачиваемости и рентабельности.
В оценке и анализе кредитоспособности физических лиц как заемщиков Сбербанка можно выделить следующие проблемы:
• недостаток системы финансовых коэффициентов при анализе кредитоспособности юридических лиц;
• отсутствие качественного анализа кредитоспособности юридических лиц;
• отсутствие методического анализа кредитоспособности юридических лиц при выдаче кредита на реализацию бизнес-плана.
Мерами по совершенствованию оценки и анализа кредитоспособности юридических лиц должны стать:
• проведение качественного анализа юридических лиц;
• применение методического анализа кредитоспособности юридических лиц при выдаче кредита на реализацию бизнес-плана;
• внедрение новой программы по анализу и оценке кредитоспособности юридических лиц.
В качестве новой программы анализа и оценки кредитоспособности юридических лиц с целью сокращение просрочки в сегменте кредитов Банка и снижение операционных издержек предлагается внедрить систему управления кредитными рисками банка «Credit Compass» от компании ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг» (г. Москва, Лялин переулок, дом 9 стр.1).
В результате реализации новой программы анализа и оценки кредитоспособности юридических лиц операционные расходы уменьшились на 56 095 002 тыс. руб. или на 30%; общие расходы на 56 095 002 тыс. руб. или на 4,15%; прибыль увеличилась на 56 095 002 тыс. руб. или на 24,33%.
Список литературы
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-Ф3// Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
4. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
5. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банка» от 16.01.2004 N 110-И // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
6. Положение Центрального банка Российской Федерации ”О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации” от 09.10.2002 г. №199-II// Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
7. Брю С.Л., Гэлбрэйт Дж., Финансы. - М.: Омега-Л, 2009. – с.288
8. Дробозина Л.А. Банковское дело. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – с.515
9. Жукова Е.Ф. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ, 2009. – с.450
10. Кейнс Б. Финансы: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – с.1024
11. Кузнец С., Макконнелл К.Р. Мировые финансы. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – с. 334
12. Ложкин С.А. Организация деятельности банка. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с.364
13. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с.460
14. Липсиц И.В. Организация деятельности коммерческих банков. – М.: Дело ЛТД, 2010. – с.499
15. Макарова О.М., Сахарова М.С., Сидоров В.И. Коммерческие банки и их операции. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – с.798
16. Маршалл А., Портер М. Финансы. - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2009. – с. 458
17. Мозолин В.П. Организация деятельности коммерческих банков. - М.: Издательство ТЕИС, 2010. – с.421
18. Панова Г.С.Банковское дело. – М.: МКЦ Дис, 2008. – с.348
19. Свиридов О.Ю. Организация деятельности банков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – с.437
20. Тосунян Г.А. Банковское дело и законодательство. – М.: Издательство ТЕИС, 2009. – с.427
21. Четыркин Е.М. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2010. – с.435
22. Организация деятельности банков: учебник /под ред. Белоглазовой Г.Н. - М.: Юрайт, 2009. – с.558
23. Организация деятельности банков: учебник /под ред. Лаврушиной О.И.. - М.: Кнорус, 2010. – с. 560
24. Организация деятельности банков: учебник /под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Юнити-Дана, 2010 – с. 577
25. Чацкис Е.Д. Толковый словарь финансово – бухгалтерских терминов и понятий. – С.-П.: Сталкер, 2009. – с.600
26. Васин М. Розничное кредитование, торговое финансирование, лизинг, инвестиционный банкинг //Банковское образование. - 2010. - №4. - с.110
27. Весняков А.И. Правовая природа банковского кредита//Хозяйство и право.-2009.- №7.-с.123
28. Гуманков К.Н. Состояние рынка кредитования частных клиентов //Финанс.-2009. -№16.-с.176
29. Кардашов В.В. Как сделать розничный бизнес успешным с помощью потребительского кредита//Банковский ритейл.-2010.-№ 1.-с.199
30. Каурова Н.Н. Тенденции и перспективы розничного бизнеса коммерческих банков в России// Банковский ритейл.- 2010.-№ 2.-с.155
31. Кокарев С., Комисарова Ю. Договор с банком//Финансовая газета.- 2010.- №24.-с.171
32. Меломед А.В. Банковская гарантия – новый институт в российском законодательстве//Российская юстиция.-2010.- №7.-с.122
33. Кардашов В.В.. Кризис и мировые финансы//Банковский ритейл, 2010.-№ 1.-с.174
34. Каурова Н.Н.. Тенденции и перспективы развития финансово-банковской системы// Банковский ритейл, 2010.-№ 2.-с.201
35. Сайт ОАО «Сбербанк» http://sberbank.ru