Артикул: 000643к_адм2
Автор решения: alex_admin
Курсовая работа: Антимонопольная политика государства (31 стр.)
Курсовая работа: Антимонопольная политика государства (31 стр.)
Часть готового решения
Содержание
Введение
1. Теоретические основы антимонопольной государственной политики государства
1.1. Сущность антимонопольной государственной политики государства
1.2. Формы и методы антимонопольной государственной политики государства
2. Анализ специфики антимонопольной государственной политики в России
2.1. Государственные органы по реализации антимонопольной государственной политики в России
2.2. Особенности антимонопольной государственной политики за 2013-2015 гг. в России
3. Проблемы и перспективы антимонопольной государственной политики в России
3.1. Проблемы антимонопольной государственной политики в России
3.2. Перспективы антимонопольной государственной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложение А
Введение
Антимонопольная политика государства включает в себя как микроэкономическую, так и институционную теорию, в которой говорится о факторах эффективности рынка монополии, т.е. о несовершенной конкуренции. А также о рынках естественной монополии и эффективности государственного регулирования. Основным составляющим конкурентной политики является антимонопольное регулирование в нерегулируемых отраслях естественных монополий, которые довольно тесно пересекаются с экономической теорией монополии, а также с естественной монополией.
Как нам известно, взаимодействие спроса и предложения происходит на рынке. Как покупатели, так и продавцы без препятствий обмениваются благами на большинстве конкурентных рынков по системе рыночных отношений. Механизм, решающий большинство экономических проблем общества, – конкуренция. С латинского языка это слово переводится как «сталкиваться» или «сходиться». Монополия является крупнейшим собственником, охватывающим основную часть рыночного пространства с целью обогащения.
Преобладание различных монополий на рынке сводится к общепризнанному единому следствию – самостоятельному установлению рыночной цены. При этом законы, которые выражают зависимость стоимости от спроса и предложения, используются своеобразно. В развитых странах мира борьбу с монополизмом ведет государство. Причем основной задачей регулирования считается защита конкуренции от подавлений монополистов и ограничение власти фирм-монополистов, которые диктуют потребителям собственные уровни цен.
Антимонопольная политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также оказывать содействие экономическому росту государства в целом, решению социальных, экологических и других проблем.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема антимонопольного регулирования рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Предмет работы - специфика антимонопольной государственной политики в России.
Целью работы является анализ специфики антимонопольной государственной политики в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность антимонопольной государственной политики государства;
• изучить формы и методы антимонопольной государственной политики государства;
• исследовать государственные органы по реализации антимонопольной государственной политики в России;
• исследовать особенности антимонопольной государственной политики за 2013-2015 гг. в России;
• исследовать проблемы антимонопольной государственной политики в России;
• исследовать перспективы антимонопольной государственной политики в России.
Теоретической базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, аналитические материалы специализиро¬ванных периодических изданий. При выполнении исследования использова¬лись данные федеральных организаций, нормативные и программные документы, ос¬вещающие вопросы антимонопольной государственной политики, информация открытых источников (периодические издания).
Заключение
Антимонопольная политика государства включает в себя как микроэкономическую, так и институционную теорию, в которой говорится о факторах эффективности рынка монополии, т.е. о несовершенной конкуренции. А также о рынках естественной монополии и эффективности государственного регулирования.
На сегодняшний день в РФ доминирующие фирмы могут относиться к трем категориям, таким, как временные, разрешенные и естественные монополии.
Основа законодательства по защите конкуренции в России – закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках». Он был принят еще в 1991 году и уже неоднократно дополнялся и изменялся с тех пор. Антимонопольная политика и порядок ее исполнения – обычаи и традиции разных стран, предшествующий опыт госконтроля экономической жизни.
Немаловажное отдельное направление политики в поддержке конкуренции – предотвращение недобросовестной конкуренции. Его основа – представление о нормальной конкуренции, опирающейся на охраняемые и конкретно специфированные права собственности.
Антимонопольная политика в России осуществляется органом, который претерпел ряд преобразований в сентябре 1998 года. Так, Государственный антимонопольный комитет переименовали в Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политики. А весной 2004 его преобразовали в Федеральную антимонопольную службу.
В целом ситуация с реализацией мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции за 2013 год улучшилась, при этом доля неисполненных мероприятий снизилась до 25%.
В период с января по апрель 2014 г. «дорожной картой» было предусмотрено исполнение еще 8 мероприятий, 2 из них уже выполнены Министерством экономического развития Российской Федерации, по ним дана положительная оценка предпринимательским сообществом.
Основными нарушителями антимонопольных законов по-прежнему являются власти всех уровней (более 60% всех нарушений). На втором месте – компании-монополисты.
В 2014 году функции по защите интересов граждан переданы от ФАС в другой госорган – скорее всего в Роспотребнадзор. ФАС защищает только юридических лиц.
Стратегическими задачами антимонопольной службы в 2015 году являются: снижение административных барьеров для предпринимателей; повышение эффективности предупреждения, как инструмента пресечения антимонопольных правонарушений; снижение участия государства в экономике; повышение ответственности должностных лиц органов власти за недопущение, ограничение или устранение конкуренции; расширение процессуальных гарантий и повышение открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Конкуренция в России снижается, а экономика становится все больше государственной, о чем свидетельствует статистика. Представители бизнеса все более пессимистичны в оценке развития страны, главной причиной чего являются административные барьеры.
В «дорожной карте» ФАС определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, а также рынок нефтепродуктов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 21.07.2014)
2. Виханский О.С., Наумов А.Н. Экономика. М.: Высшая школа, 2013. – 456 с.
3. Герчикова И.Н. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ, 2012. – 465 с.
4. Каратуев А.Г. Макроэкономика: Учебное пособие/ А.Г. Каратуев - СПб.: Питер, 2012. – 369 с.
5. Кидуэлл Д. С. Экономическая теория / С. Д. Кидуэлл, Р. Л. Петерсон, Д. У. Блэкуэлл - СПб.: Питер, 2013. - 431с.
6. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Деньги, кредит, банки.М: БЕК,2014.-546 с.
7. Колтынюк Б.А. Экономическая теория. М.: Михайлова, 2014-427 с.
8. Коробова Г. Г. Макроэкономика. / ред. Г. Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2013. - 751 с.
9. Маманович П.А. Экономическая теория. Учебное пособие.Минск: Арбат, 2013. -546 с.
10. Миркин Я.М. Макроэкономика. Учебник. - М.: Перспектива, 2013.- 703 с.
11. Лаврушин О. И. Экономическая теория: Учеб. для вузов по экономическим специальностям / ред. О. И. Лаврушин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 670 с.
12. Краюхин Г.А. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2013. – 329 с.
13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы права. М.: Дело, 2013. – 456 с.
14. Портер М. Макроэкономика. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 2013. – 568 с.
15. Фатхутдинов Р. А. Государственное регулирование экономики, М.: Дело, 2013. – 768 с.
16. Ахматова М., Попов Е. Антимонопольная политика государства // Маркетинг. - 2013. - №14. - с.16
17. Захаренко Т. Методы антимонопольной политики// Консультант предпринимателя. - 2014. - №3. - с.10
18. Мартынова О.К. Антимонопольная политика // Приложение к журналу «Стандарты и качество». - 2014. - №1. - с.12
19. Пилчер Т. Политика государства в период кризиса// Европейское качество. Дайджест. - 2014. - №2. - с.15
20. Рубин Ю. Методы государственной политики // Управление компанией. - 2014. - №12. - с.13
21. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Государственные рычаги регулирования рыночного равновесия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №11. - с.18
22. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Анализ форм и методов государственного регулирования // Приложение к журналу «Стандарты и качество». - 2014. - № 7. – с.19
23. Сайт ФАС России http://www.fas.gov.ru/