Артикул: 000615к_адм2
Автор решения: alex_admin
Курсовая работа: Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им. (53 стр.)
Курсовая работа: Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им. (53 стр.)
Часть готового решения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и виды государственного долга государства
1.2. Методы управления государственным долгом
1.3. Мировой опыт управления государственным долгом
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ
2.1. Динамика внутреннего государственного долга России
2.2. Динамика внешнего государственного долга России
2.3. Организация управления государственным долгом в России
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
3.1. Проблемы управления государственным долгом России
3.2. Перспективы оптимизации государственного долга России
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы.
Если бюджетный дефицит становится хроническим явлением, то его покрытие осуществляется путем государственных заимствований. Одним из важных инструментов,
используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика.
Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны:
— инициировать рост производства;
— развивать новые технологии;
— сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране.
С другой стороны, они способны привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле» со всеми вытекающими из этого последствиями. Для
оздоровления экономики и ее эффективного развития необходимо создание оптимальной системы управления государственным долгом.
Государственный долг — это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в
стране. Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на
реальных объемах производства. Поэтому важно уметь эффективно управлять государственным долгом.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной работы.
Предмет работы – государственный долг.
Объект работы – государственный долг России.
Цель работы – анализ государственного долга России.
Задачи работы:
• изучить сущность и виды государственного долга государства;
• изучить методы управления государственным долгом;
• проанализировать динамику государственного долга России;
• исследовать причины образования государственного долга России;
• исследовать проблемы управления государственным долгом России;
• исследовать перспективы оптимизации государственного долга России.
Информационную базу работы составила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы государственных органов власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму дефицита государственного бюджета за вычетом профицита (положительного
сальдо).
На практике государственным долгом России считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами
международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.
Он может быть в форме:
• кредитных соглашений, заключенных от имени РФ с другими государствами, финансовыми международными компаниями, кредитными организациями;
• госзаймов путем выпуска ценных бумаг государственного характера; договоров о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов низшего уровня системы РФ;
• договоров о пролонгации обязательств и их реструктуризации; соглашений о получении ссуд и кредитов от низших уровней бюджетной системы.
В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг.
Законодательно бюджетный кодекс РФ устанавливает, что внешний государственный долг - это обязательства, которые возникли в иностранной валюте, в то время
как внутренний государственный долг – это обязательства, появляющиеся в национальной валюте.
Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим
займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики
государства.
Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные. Финансовые методы заключаются в выборе форм и
способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения
займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму. Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений
государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга. Основные меры, к
которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.
По оценке ЦБ РФ, объем внешнего долга Российской Федерации за 2014 год снизился на 17,7% и на 1 января 2015 года составил $599,497 млрд. На 1 января 2014
года объем долга составлял $728,864 млрд., на 1 января 2013 года - $636,421 млрд.
При этом сумма долга, приходящаяся на органы государственного управления составила на 1 января этого года $41,516 млрд. снизившись на 32,75%. Объем нового
российского долга сократился на 32,8% - до $39,183 млрд. Долги бывшего СССР сократились на 12% - до $1,77 млрд.
Согласно графику выплат по внешнему долгу на сайте ЦБ, в 2015 году государственным органам предстоят выплаты в размере $40 млрд.
К причинам роста государственного долга России в 2014 году можно отнести:
1. Снижение экономического роста, а, значит и налоговых поступлений.
2. Огромные статьи расходов на государственные нужды вследствие проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи (расходы составили 50 млрд. долл.), помощи Крыму
(10 млрд. долл.)
Помимо рисков непривлечения средств на внутреннем рынке в заявленных объемах и на приемлемых условиях, существует еще и риск дестабилизации федерального
бюджета, связанный с ускоренным ростом расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Еще одна проблема - накопленный госдолг субъектов
Федерации. Беспокойство Счетной палаты вызывает рост совокупного внешнего долга в основной его части - внешнего корпоративного долга. Для снижения
бюджетного дефицита необходимо решить проблему снижения экономического роста.
Основная задача управления внешним долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Для
снижения темпов роста внешней задолженности необходимо ограничить новые заимствования, в частности корпоративные заимствования.
Для урегулирования внешней задолженности одним из лучших способов является конверсия долга, то есть обмен внешнего долга на национальные активы, например
конверсия долга в инвестиции, погашение долга товарными поставками, обмен на акции или облигации.
В целях повышения эффективности управления внешним долгом целесообразно создать целостную законодательную базу и разработать продуманную политику в области
внешних заимствований, определить полномочия государственных органов и субъектов хозяйствования в ее реализации. Необходимо определить возможные
направления использования внешних займов, способствующие экономическому росту и развитию страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов, И.Т. Банки и биржевое дело/И.Т. Балабанов. – М.: Питер, 2012. – 280с.
2. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. Логос, 2013. - 427с.
3. Вавилов А.Б. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления.- М: Монография, 2012.-548с.
4. Веснин В. Р. Бюджетное право. - М.: Юристъ, 2013.-430с.
5. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: БГУЭП, 2013. – 452с.
6. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник - М.: Гардарики, 2012.-502с.
7. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2013. -623с.
8. Гладков, И.С. Экономика: Интегрированный учебный курс для вузов по курсам: "Экономическая теория", "История экономики", "Мировая экономика",
"Международные экономические отношения" / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. - М.: КноРус, 2013. - 448 c.
9. Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник/Е.П. Жарковская. – М.: Омега–Л, 2011. – 320с.
10. Каспина Р.Г., Логинов А.С. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие для вузов» - М.: Омега-Л, 2012. – 204с.
11. Крашенинников, В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник/В.М. Крашенинников. – М.: Экономистъ, 2012. – 400с.
12. Лаврушина, О.И. Деньги, кредит, банки.: учебник/ / кол. авт.; под ред. засл.деят.науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., стер.-
М.:КНОРУС,2012.-560с.
13. Олейникова И. Деньги. Кредит. Банки. М.: Магистр, 2013.- 509с.
14. Панова Г.С.Банковское дело. – М.: МКЦ Дис, 2011. – 348с.
15. Свиридов О.Ю. Организация деятельности банков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. –437с.
16. Тосунян Г.А. Банковское дело и законодательство. – М.: Издательство ТЕИС, 2012. – 427с.
17. Четыркин Е.М. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2012. – с.435
18. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2. – С. 32
19. Гордиенко М. С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации // Экономика и экологический
менеджмент. - 2012. - № 1.- С. 46
20. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 381-382.
21. Смирнов, Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы/ Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации – 2013. - №6 –С.18
22. Улюкаев А., Куликов М. Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. – С.48
23. Хейфец Б. А. Кризис и новые тенденции в политике управления государственным долгом в России // Россия и современный мир. - 2013. - № 1. – С.13
24. Сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/
25. Сайт Банка России http://www.cbr.ru
26. Портал о банковском бизнесе http://bankir.ru