Биохимия
БИОХИМИЯ:
Таблица 1 – Варианты контрольных заданий для студентов ФНПО
Последняя цифра шифра |
Номера заданий |
||||||||
0 |
2.1 |
3.1 |
4 |
8.1 |
11.1 |
17.1 |
22.1 |
23.1 |
32.1 |
1 |
2.2 |
3.2 |
4 |
8.2 |
11.2 |
17.2 |
22.2 |
23.2 |
32.2 |
2 |
2.3 |
3.3 |
4 |
8.3 |
11.3 |
17.3 |
22.3 |
23.3 |
32.3 |
3 |
2.4 |
3.4 |
4 |
8.4 |
11.4 |
17.4 |
22.4 |
23.4 |
32.4 |
4 |
2.5 |
3.5 |
5.1 |
8.5 |
11.5 |
17.5 |
22.5 |
23.5 |
32.5 |
5 |
2.6 |
3.6 |
5.2 |
8.6 |
11.6 |
18.1 |
22.6 |
23.6 |
32.6 |
6 |
2.1 |
3.7 |
5.3 |
8.7 |
11.7 |
18.2 |
22.7 |
23.7 |
32.7 |
7 |
2.2 |
3.8 |
5.4 |
8.8 |
11.8 |
18.3 |
22.8 |
23.8 |
32.8 |
8 |
2.3 |
3.9 |
5.5 |
8.9 |
11.9 |
18.4 |
22.9 |
23.1 |
32.9 |
9 |
2.4 |
3.10 |
5.6 |
8.10 |
11.10 |
18.5 |
22.10 |
23.2 |
32.10 |
Примечание: Дополнительно к заданиям, приведённым в таблице, каждый студент должен выполнить задания №№ 14, 15, 16, 20, 21, 26, 28, 30, 31. |
Таблица 2 – Варианты контрольных заданий для студентов АИФ
Последняя цифра шифра |
Номера заданий |
|||||||||
0 |
1.1 |
2.1 |
3.2 |
6.1 |
9.1 |
10.1 |
17.1 |
23.1 |
29.1 |
32.1 |
1 |
1.2 |
2.2 |
3.2 |
6.2 |
9.2 |
10.2 |
17.2 |
23.2 |
29.2 |
32.2 |
2 |
1.3 |
2.3 |
3.3 |
6.3 |
9.3 |
10.3 |
17.3 |
23.3 |
29.3 |
32.3 |
3 |
1.4 |
2.4 |
3.4 |
6.4 |
9.4 |
10.4 |
17.4 |
23.4 |
29.4 |
32.4 |
4 |
1.5 |
2.5 |
3.5 |
6.5 |
9.5 |
10.5 |
17.5 |
23.5 |
29.5 |
32.5 |
5 |
1.6 |
2.6 |
3.6 |
6.6 |
9.6 |
10.6 |
18.1 |
23.6 |
29.1 |
32.6 |
6 |
1.1 |
2.1 |
3.7 |
6.7 |
9.7 |
10.7 |
18.2 |
23.7 |
29.2 |
32.7 |
7 |
1.2 |
2.2 |
3.8 |
6.8 |
9.8 |
10.8 |
18.3 |
23.8 |
29.3 |
32.8 |
8 |
1.3 |
2.3 |
3.9 |
6.1 |
9.9 |
10.9 |
18.4 |
23.1 |
29.4 |
32.9 |
9 |
1.4 |
2.4 |
3.10 |
6.2 |
9.10 |
10.10 |
18.5 |
23.2 |
29.5 |
32.10 |
Примечание: Дополнительно к заданиям, приведённым в таблице, каждый студент должен выполнить задания №№ 7, 12,16, 19, 21, 24, 26, 27, 28, 30, 33. |
I АМИНОКИСЛОТЫ И БЕЛКИ
ОБМЕН ПРОСТЫХ БЕЛКОВ
1. Постройте формулы биологически активных пептидов:
1) трипептидаглутатиона -γ - глутамилцистеинилглицина, учитывая, что находящаяся с Ν-конца глутаминовая кислота взаимодействует с цистеином карбоксильной группой у γ -атома углерода; трипептид содержится во всех живых организмах и выполняет функцию протектора белков от окислителей;
2) дипептида карнозина – β - аланилгистидина, входящего в состав мышц человека и животных;
3) дипептида ансерина – β - аланил – Ν - метилгистидина, входящего в состав мышц человека и животных и обладающего анаболическим эффектом;
4) дипептида тимогена – глутамилтриптофана, проявляющего иммуностимулирующий эффект;
5) глицилсерингистидина, представляющего трипептидный участок гормона инсулина;
6) пролиллейцилглутамина, представляющего трипептидный участок гормона окситоцина.
2. Составьте схемы гидролиза приведённого ниже трипептида под действием карбоксипептидазы и под действием аминопептидазы.
1) Ала – Вал – Глу; 6) Вал – Тир – Асп;
2) Сер – Гис – Тре; 7) Тре – Лиз – Вал;
3) Лей – Ала – Асп; 8) Иле – Сер – Цис;
4) Тир – Асп – Цис; 9) Три – Мет – Глу;
5) Глу – Тир – Гис; 10) Ала – Гли – Про.
3. Составьте схемы декарбоксилирования следующих аминокислот:
1) цистеина; 6) валина;
2) серина; 7) орнитина;
3) аспарагиновой кислоты; 8) треонина;
4) изолейцина; 9) фенилаланина;
5)метионина; 10) аспарагина.
Приведите схемы обезвреживания образовавшихся аминов.
4. Составьте схемы реакций различных видов дезаминирования аминокислоты из задания 3. Определите класс ферментов, катализирующих соответствующие реакции.
5. Приведите схемы реакций трансаминирования:
1) аланин + α-кетоглутаровая кислота→ ? + ?
2) пировиноградная кислота + глутаминовая кислота→ ? + ?
3) глутаминовая кислота + щавелевоуксусная кислота→ ? + ?
4) аспарагиновая кислота + пировиноградная кислота→ ? + ?
5) аланин + щавелевоуксусная кислота→ ? + ?
6) аспарагиновая кислота + α-кетоглутаровая кислота→ ? + ?
6.Из предлагаемых аминокислот постройте пептид так, чтобы он гидролизовался под действием а) пепсина; б) трипсина. Составьте схемы гидролиза пептида под действием соответствующего фермента:
1) вал, цис, арг, глн, мет; 2) ала, сер, асп, фен, гли; 3) три, лей, глу, лиз, гис; 4) асп, тир, иле, гис, ала; |
5) мет, сер, асн, про, ала; 6) три, гли, гис, вал, сер; 7) тир, асп, цис, лиз, ала; 8) гли, глу, цис, лиз, фен. |
7. Напишите уравнения реакций орнитинового цикла. Укажите ферменты соответствующих стадий.
II ОБМЕН НУКЛЕОПРОТЕИДОВ
8. Приведите формулу нуклеотида и схему его тканевого распада, назовите конечные продукты распада соответствующего азотистого основания:
1) ГМФ; |
3) цГМФ; |
5) дАТФ; |
7) дТТФ; |
9) УТФ; |
2) ТДФ; |
4) дЦДФ; |
6) ЦМФ; |
8) ЦДФ; |
10) УДФ. |
9. Приведите строение фрагмента РНК:
1) АГА; |
3) ЦАУ; |
5) АУЦ; |
7) АЦГ |
9) ГАУ; |
2) ГАГ; |
4) УАЦ; |
6) ГЦА; |
8) УАГ; |
10) АУГ. |
Постройте цепь РНК, комплементарную данному фрагменту. Что означает термин «комплементарность»? Покажите образование водородных связей между соответствующими азотистыми основаниями.
10. Приведите структуру фрагмента ДНК:
1) АЦТГ; |
3) ГТЦА; |
5) АТЦГ; |
7) АТГЦ; |
9) ГАЦТ; |
2) ЦАГТ; |
4) ТГЦА; |
6) ТАЦГ; |
8) ЦГАТ; |
10) ГЦАТ. |
Какой фрагмент второй цепи ДНК будет комплементарен фрагменту, приведённому в Вашем варианте? Постройте этот фрагмент и покажите связи, обеспечивающие комплементарность. Какой фрагмент цепи РНК будет комплементарен заданному фрагменту?
11. Определите код соответствующей аминокислоты на и-РНК по коду аминокислоты в цепи ДНК или наоборот:
Таблица 3 – Название аминокислоты и соответствующий ей код
№ |
Аминокислота |
Код в цепи ДНК |
Код в цепи и-РНК |
1 |
тирозин |
АТА |
|
2 |
метионин |
|
АУГ |
3 |
серин |
АГА |
|
4 |
лизин |
|
ААГ |
5 |
гистидин |
ГТГ |
|
6 |
пролин |
|
ЦЦА |
7 |
глутамин |
ГТЦ |
|
8 |
глицин |
|
ГГЦ |
9 |
триптофан |
АЦЦ |
|
10 |
валин |
|
ГУЦ |
12. Сформулируйте правила Чаргаффа.
13. Определите состав антикодона т-РНК аминокислоты по её коду в цепи и-РНК:
Таблица 4 – Название аминокислоты и соответствующий код в цепи и-РНК
№ |
аминокислота |
Код в цепи и-РНК |
Антикодон т-РНК |
1 |
цистеин |
УГУ |
|
2 |
лейцин |
ЦУЦ |
|
3 |
тирозин |
УАЦ |
|
4 |
пролин |
ЦЦГ |
|
5 |
метионин |
АУГ |
|
6 |
аргинин |
ЦГА |
|
7 |
глицин |
ГГУ |
|
8 |
аспарагиновая кислота |
ГАЦ |
|
9 |
серин |
АГЦ |
|
10 |
триптофан |
УГГ |
|
14. Допишите фразу:
· Передача генетической информации дочерним клеткам осуществляется с помощью …
· Матрицей для синтеза РНК служит молекула …
· Перенос информации от ДНК к месту синтеза белка осуществляется с помощью …
· В узнавании и активировании генов ДНК участвуют …
· Образование скелета рибосом происходит при участии …
· Процесс синтеза ДНК путём копирования одной из спиральных молекул называется …
· Процесс биосинтеза РНК называется …
· Биосинтез нуклеиновых кислот в клетке происходит … (в каком органоиде?)
III ОБМЕН УГЛЕВОДОВ
15. На основании соответствующих разделов учебника составьте таблицу об углеводах пищи растительного и животного происхождения по типу (в графе «Моносахаридный состав» для моно- и дисахаров приведите структурные формулы соответствующих соединений, для полисахаров приведите фрагмент структуры из трёх моносахаридных остатков):
Таблица 5 – Состав углеводов пищи
Углевод |
Вид пищи |
Моносахаридный состав |
Тип гликозидных связей |
|
|
|
|
Рассмотрите основные функции углеводов в растительном и животном организме.
16. Допишите фразу:
· Процесс синтеза гликогена из глюкозы называется … .
· Гликогенолиз – это …
· Распад гликогена под действием тканевых амилаз называется … .
· Биологический смысл образования гликогена заключается в том, что … .
· Прямой аэробный путь окисления глюкозы называется …
· Апотомическое окисление глюкозы характерно для следующих тканей: …
· Энергетический эффект пентозофосфатного окисления глюкозы составляет …
· Апотомический путь распада глюкозы отличается от дихотомического пути тем, что … .
· Гликолизом называется процесс …
· Биологическое значение гликолиза заключается в том, что … .
· Гликолиз называют дихотомическим путём, потому что … .
· Общий энергетический эффект гликолиза оставляет … .
· Ферменты гликолиза расположены в … клетки.
· Биологическая роль цикла Кребса заключается в том, что … .
· Энергетический эффект окисления ацетил-SKoA в цикле Кребса составляет …
Автор страницы: admin