Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Русский язык

в начало

(практическая часть)

Вариант №1   Скачать
1) Подберите антонимы к словам:
1.    Полезный                          4. Щедрый
2.    Искренний                        5. Расточительный
3.    Откровенный                    6. Враждебный
2) Сделайте стилистическую правку предложений:
1.    За год учёбы мы потеряли шесть студентов.
2.    Продавца можно подобрать и в самом посёлке.
3) Устраните омонимию в следующих случаях:
1.    В верхнем ящике стола лежали марки.
2.    Юноша внимательно рассматривал финку.
4) Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок:
1.    Основывать – обосновывать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию).
2.    Гармоничный – гармонический (голос, стиль, воспитание, человек, звуки, ноты, цвета).
5) Отметьте  случаи неточного выбора синонимов; установите, какие особенности в их употреблении не были учтены (семантика слов, его функционально-стилевая или эмоционально-экспрессивная окрашенность). Исправьте предложения.
1.    После урока Петя обратился к учителю с ходатайством, чтобы его отпустили домой.
2.    Однако мы смогли побороть трудности.
6) Поставьте в нужной форме слова, данные в скобках. Мотивируйте выбор формы.
1.    Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную и питательную икру.
2.    Около магазина стояли ящики из-под (помидоры).
7) Вместо точек поставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты.
1.    Лязгнули буфер…, на миг всё стихло, и вагоны медленно поплыли мимо.
2.    Прохожий купил в киоске пачку табак…
3.    Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклуб, где требовались инструктор… для обучения новичков полётам.
8) Допишите окончания.
1.    Рахманинск… концерт-симфония произвёл… на меня большое впечатление.
2.    В Самарканде показали высок … башню-минарет, построен … еще в XV веке.
3.    Государствен…  музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне вновь открыт… для посетителей.
9) Исправьте предложения.
1.    О том, какие результаты дает использование внутренних ресурсов предприятия, видно из итогов соревнования.
2.    Через долгий и трудный путь прошла в своем развитии и становлении русская литература.
3.    Даже в самые трудные дни ленинградцев не покидала уверенность в победу над врагом.


Вариант 2      Скачать
1)  Укажите нарушение лексической сочетаемости, употребление слов без учета их семантики, нелогичность. Исправьте предложения.
1.    В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира.
2.    Большое внимание будет оказано благоустройству города.
3.    Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
2)  Назовите логические ошибки в предложениях, возникающие в результате речевой недостаточности, исправьте их.
1.    В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения.
2.    Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
3)  Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, тавтология и др.)
1.    Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе.
2.    Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе, приняло ложное направление.
3.    В следующем году нам  предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.
4)  Вставьте пропущенные буквы:
Вульгарн… арго, опасн… динго, юн… кабальеро, забавн… гризли, сочн… манго, уважаем… кюре, заброшен… ранчо, маленьк… цеце.
5)    Напишите числительные словами.
1.    Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
2.    Фруктовый сад расположен на 590 гектарах.
3.    Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.
6) Исправьте предложения. Укажите ошибки в употреблении форм глагола.
1.    После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
2.    Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км.
7) Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.
1.    22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ.
2.    По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15200000 легковых автомобилей, в то время как в 1990 году – только 8677000.
8) В данных предложениях допущены некоторые ошибки. Устраните их.
1.    Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности.
2.    Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время.
3.    Во время отпуска большинство времени они проводили в походах.
9) В данных предложениях нарушен порядок слов. Исправьте предложения.
1.    Успехов больших добились учащиеся нашей школы.
2.    Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше либералов Кирсановых.
3.    Студенты готовились к занятию хорошо, в частности Павлова и Киреев.


Вариант №3
1) Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.
1.    После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.
2.    Характер любого человека вырабатывается под действием окружающей среды.
3.    Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
2) Отметьте случаи отклонения от норм литературного языка, укажите их характер. Исправьте, где это необходимо, предложения.
1.    Учитель получил у завхоза не только карандаши, ручки, тетради, а также книги, краски.
2.    Когда приезжаешь в этот город, бросается в глаза порядок и чистота на улицах, скверах, площадях, даже переулков.
3) Вставьте необходимые буквы. Укажите возможные варианты.
1.    Теперь против Валерки был… четверо.
2.    Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил… в ВУЗ.
4) Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.
     Ответственность, лицо, пособие, меры, обстоятельства, срок, ущерб, цена, отношения, обслуживание.
5) Определите характер ошибок, связанных с порядком слов. Исправьте предложения.
1.    Большое внимание надо уделить обучению техники работ на уборке работающих студентов и школьников.
2.    Завершается сейчас работа по комплексной механизации откормочного цеха.
3.    Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.
6) Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.
1.    С лица (капает – капнет) пот.
2.    Кто-то (машет – махает) рукой.
3.    Стрелки часов (двигаются – движутся).
4.    Революции (двигают – движут) историю.
7) Данные существительные поставьте в форму И.П. мн.ч.
Автор, клапан, офицер, шофер, доктор, директор, оратор, новатор, токарь, крейсер, слесарь.
8) Вставьте пропущенные буквы. Мотивируйте выбор варианта окончания.
1.    В нашем буфете продают салат из свежих огурцов и помидор…
2.    В галантерейном магазине имеется большой выбор чул…к… и нос…к…
3.    В эту душную ночь приятно было ощущать свежесть мягких простын…
9) Напишите числительные словами.
1.    Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
2.    Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.



Вариант №4
            Скачать
1) Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости.
А) античный, классический                                  мифология, языки
Б) выдвинуть, высказать, исправить,
устранить                                                                гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
В) предвещать, предсказать                                   поражение, успех
2) Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназмы, тавтология и др.). Исправьте предложения.
1.    В своём ответном слове выступающий подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей».
2.    Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.
3.    Наша страна, которая ещё недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе.
3) Раскройте скобки, выбирая подходящее слово.
1.    (Решительность, решимость) его поступка удивила всех.
2.    Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
3.    (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.
4) Вставьте пропущенные буквы. Мотивируйте выбор формы.
1.    Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот…чивать внимание на основном.
2.    Развитие науки обусл…вливает технический прогресс.
3.    Отдельные члены комиссии уполном…чивальсь действовать от её имени.
5) Раскройте скобки, мотивируйте свой ответ.
1.    На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман).
2.    В завкоме нас познакомили с молодым рабочим (Саша Кох).
3.    Ему нужно побеседовать со студенткой (Ремчук).
6) Образуйте словосочетания с данными предлогами.
1.    Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, договор, соглашение).
2.    Благодаря (забота, уход, случай, внимание, друзья, настойчивость).
7) Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.
1.    Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.
2.    Поэт воспевает о преданности Родине.
3.    Нужно проявлять большую заботу детям.
4.    писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.
8) Укажите ошибки связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
1.    Стены украшают плакаты и флажки.
2.    В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с с/х вредителями из местных жителей.
9) Устраните ошибки в согласовании определений и приложений.
1.    Четыре только что выстроенные дома уже заселены.
2.    Мы живём на даче последних 5 лет.
3.    Сначала слышались весёлый говор и хохот, а потом всё стихло.


Вариант №5
1) Отредактируйте текст.
1.    Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.
2.    Он был смешной парень, как начнёт смеяться, так не остановишь.
3.    Автор статьи пишет об одном требовании Л. Н. Толстого к русскому языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.
2) Отредактируйте предложения так, чтобы каждое слово было понятным.
1.    Мой друг недавно купил себе байк.
2.    Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
3.    После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса.
3) Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях.
    Свежий хлеб, свежие огурцы, свежее бельё, свежий вечер, свежий взгляд.
4) Вставьте пропущенные буквы.
1.    Выпить чайк…
2.    Ложка сахар…
3.    Много народ…
4.    Производство ча…
5.    Стакан ча…
6.    Выпить ча…
5) Раскройте скобки, цифры напишите словами.
1.    Небольшой старинный город с (4645 жителей), красиво расположенный по (обе, оба) стороны реки, привлекал туристов.
2.    В коллекциях некоторых любителей насчитывается более (4140 виды) значков.
3.    В аспирантуре при университете обучается до 225 человек, причём уже свыше 170 аспирантов защитили диссертации.
6) Допишите, где нужно, окончания.
1.    На курсе учатся несколько якут… и туркмен…
2.    Тускло горели огоньки свеч…
3.    Во второй серии кинофильма зрители увидят нов… персонаж…
7) Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме и укажите возможные варианты.
1.    Дом отдыха построен близ реки (Истра).
2.    Всеобщее внимание привлекли события на востоке (Кипр).
3.    Писательница Галина Николаева родилась в деревне (Усманка) Томской области.
8) Укажите ошибки на управление, исправьте их.
1.    Мы не теряем время зря.
2.    Уволены те, кто тормозил движению вперёд.
3.    Преступник не раскаялся за содеянное.
9) Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму.
1.    На съезде присутствовал… 117 делегатов, причём большинство их был… представителями отдельных районов.
2.    Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм.
 

Автор страницы: admin