Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Камский институт

в начало
Неорганическая химия Химия нефти и газа физ. колоидная химия

I Реакционная способность веществ

Вариант 1.
1. Запишите краткую электронную конфигурацию элементов с порядковыми номерами №2 и №89. 
2. Назовите элементы – электронные аналоги с формирующим электроном 5p6 и 6s2.

Вариант 2.
1. Запишите краткую электронную конфигурацию элементов с порядковыми номерами №54 и №17. 
2. Назовите элементы – электронные аналоги с формирующим электроном 4f7 и 2p3.

Вариант 3.
1. Запишите краткую электронную конфигурацию элементов с порядковыми номерами №77 и №21. 
2. Назовите элементы – электронные аналоги с формирующим электроном 2s1 и 3d2

Вариант 4.
1. Запишите краткую электронную конфигурацию элементов с порядковыми номерами №12 и №46. 
2. Назовите элементы – электронные аналоги с формирующим электроном 3d5 и 6s1.

Вариант 5.
1. Записать электронные формулы атомов элементов с зарядом ядра: а) 8;  б) 15. Составить графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей этих атомов.
2. Указать особенности электронных конфигураций атомов меди и хрома. Сколько 4s-электронов содержат невозбуждённые атомы этих элементов?

Вариант 6.
1. Записать электронные формулы атомов элементов с зарядом ядра: а) 18;   б) 23; д) 53.  Составить графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей этих атомов.
2. Структура валентного электронного слоя атома элемента выражается формулой: а) 5s25p4;  б) 3d54s1. Определить порядковый номер и название элемента.

Вариант 7.
1. Записать электронные формулы атомов элементов с зарядом ядра: а) 53; б) 20.  Составить графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей этих атомов.
2. Назовите элементы – электронные аналоги элементу с формирующим электроном: 4s2  и  5d3.

Вариант 8.
1.  Сколько неспаренных электронов содержат невозбуждённые атомы:    а) В;   б) S?    
2. Назовите элементы – электронные аналоги элементу с формирующим электроном: 5d1 и  3p6.

Вариант 9.
1.  Сколько неспаренных электронов содержат невозбуждённые атомы: а) As; б) Cr?
2. Назовите элементы – электронные аналоги элементу с формирующим электроном: 4d3  и  2p2.

Вариант 10.
1.  Сколько неспаренных электронов содержат невозбуждённые атомы:    а)  Hg и б) С?
2. Назовите элементы – электронные аналоги элементу с формирующим электроном: 3d10  и  6s1.

 

Ковалентная связь

Вариант 1. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах PF5 и BeH2;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Объясните с позиций метода ВС  возможность образования молекулы C2N2.

Вариант 2.
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах H2Te и CF4;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Объяснить с позиций метода ВС способность оксидов NO и NO2 образовывать димерные молекулы.

Вариант 3. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах HBr и SiF4;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. У какого соединения С2Н5ОН или С2Н5SH выше температура кипения? Почему?

Вариант 4. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах H2O и CCl4;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Почему водородная связь оказывает влияние  на свойства NH3, H2O и HF, но не оказывает заметного влияния на  PH3, H2S и HCl?

Вариант 5. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах PH3 и Br2;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Как объяснить чрезвычайно большую растворимость в воде хлороводорода и аммиака – веществ со столь различной химической природой (при обычных условиях в 1 объеме воды растворяется 450 объемов HCl и 700 объемов NH3)?  

Вариант 6. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах AsH3 и H2S;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Полярность связи в молекуле HF больше, чем в молекуле HCl. Тем не менее в воде HCl более сильная кислота. Почему?

Вариант 7. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах CO2 и NCl3;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Этанол кипит при 78°С. Почему температура кипения этантиола С2Н5SH ниже (37°С)?

Вариант 8.
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах CS2 и SO2;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Из каких солей можно получить К3[Fe(CN)6]? Написать уравнение реакции.
 
Вариант 9. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах SO2 и SO3;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Какое основание является более сильным: Cu(OH)2 или комплексное  [Cu(NH3)4]? Почему?
 
Вариант 10. 
3. Покажите распределение валентных электронов по орбиталям для каждого атома в молекулах PH3 и SiH4;
- определите механизм образования связи и её вид;
- определите полярность связи;
- укажите, имеет ли место гибридизация, и её вид;
- покажите геометрическую структуру молекул;
- определите полярность молекул.
4. Пользуясь таблицей констант нестойкости, расположить в порядке повышения устойчивости следующие ионы:
[Cd(NH3)4]2+, [Cu(CN)4]2-, [Ag(NH3)2]+, [HgI4]2-. 
 

II Общие закономерности химических процессов

Вариант 1.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
MgO(к) + H2(г) = Mg(к) + H2O(ж)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции: 
NiO(к) + Pb(к) = Ni(к) + PbO(к)

7. Рассчитайте, как изменится скорость реакции
2А(г) + В(г) → 2С(г), если :
а) увеличить концентрацию вещества А в 2раза;
б) увеличить концентрацию вещества В в 2 раза?

8. На сколько градусов необходимо изменить температуру в системе, чтобы скорость реакции увеличилась в 120 раз, если температурный коэффициент равен 3,2?

9. В какую сторону сместится равновесие в системе:
2Н2(г) + O2(г) ↔ 2Н2O(г)      ΔHº = -484 кДж

- при увеличении давления
- при увеличении объёма системы
- при охлаждении системы

10. Вычислить число степеней свободы, которыми обладает система, состоящая из раствора KNO3 и NaNO3 в присутствии кристаллов обеих солей и паров воды.

Вариант 2.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
С(графит) + СО2(г) = 2СО(г) 

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции: 
2NН3(г) = 3Н2(г) + N2(г) 

7. Рассчитайте, как изменится скорость реакции
2А(г) + В(г) → 2С(г), если :
а) увеличить давление в системе в два раза;
б) увеличить объём системы в два раза?

8. Температурный коэффициент скорости реакции равен 2,1. Рассчитайте, как изменится скорость реакции, если: а) увеличить температуру в системе с 18ºС до 43ºС; б) уменьшить температуру в системе с 55ºС до 8ºС?

9. В какую сторону сместится равновесие в системе:
H2(г) + I2(г) ↔ 2HI(г)      ΔHº = -26кДж

- при увеличении давления
- при увеличении объёма системы
- при охлаждении системы

10. Вычислить число степеней свободы, которыми обладает система, состоящая из раствора солей KNO3 и NaNO3 в присутствии льда, кристаллов обеих солей и паров воды.

Вариант 3.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
СН3СООН(водн.) = СН3СОО-(водн.) + Н+(водн.) 

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции: 
СаСО3(к) = СаО(к) + СО2(г) 

7. Найти значение константы скорости реакции А + В → АВ, если при концентрациях веществ  А и В, равных соответственно   0,05  и       0,01 моль/л, скорость реакции равна 5∙10-5 моль/(л∙мин). 

8. При повышении температуры на 40ºС скорость реакции возросла в 16,8 раза. Определите температурный коэффициент скорости реакции.

9. В какую сторону сместится равновесие в системе:
N2(г) + O2(г) ↔ 2NO(г)      ΔHº = 181 кДж

- при увеличении давления
- при увеличении объёма системы
- при охлаждении системы

10. Вычислить число степеней свободы, которыми обладает система, состоящая из раствора KNO3 и NaNO3 в присутствии льда и паров воды.

Вариант 4.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
4HСl(г) + О2(г) = 2Сl2(г) + 2H2O(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции: 
2H2S (г) + 3O2(г) = 2SО2(г) + 2H2O(ж)

7. Во сколько раз изменится скорость реакции 2А + В → А2В, если концентрацию вещества А увеличить в 2 раза, а концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза?

8. При уменьшении температуры с 95ºС до 40ºС скорость реакции уменьшилась в 97 раз. Определите температурный коэффициент скорости реакции.

9. В какую сторону сместится равновесие в системе:
2СО(г) + O2(г) ↔ 2СO2(г)      ΔHº = -569 кДж

- при увеличении давления
- при увеличении объёма системы
- при охлаждении системы

10. Система, состоящая из водного раствора сульфата натрия, кристаллов этой соли  и водяного пара, находится при постоянном давлении. Сколько степеней свободы имеет данная система?

Вариант 5.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
   2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(ж) + 2SO2(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
CO(г) + H2(г) = C(к) + H2O(г)

7. Во сколько раз следует увеличить концентрацию вещества В2 в системе 2А2(г) + В2(г) = 2А2В(г), чтобы при уменьшении концентрации вещества А в 4 раза скорость прямой реакции не изменилась?

8. Две реакции протекают при 25оС с одинаковой скоростью. Температурный коэффициент скорости первой реакции равен 2,0, а второй – 2,5. Найти отношение скоростей этих реакций при 95оС. 

9. В какую сторону сместятся равновесия реакций:
2СО + О2↔ 2СО2 + 568,48 кДж
2 SO2 + O2 ↔ 2 SO3 + 172?38 кДж
а) при понижении температуры; б) при повышении давления?

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей ZnO(к), Zn(г), C(к), CO(г).

Вариант 6.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
2CH3OH(г) + 3O2(г) = 4H2O(г) + 2 CO2(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
CH4(г) + H2O(г) = CO2(г) + 3H2(г)

7. Начальные концентрации реагентов равны: со(А) = 0,06 моль/л и со(В) = 0,10 моль/л. Рассчитайте, как изменится скорость реакции 2А(г) + В(г) → 2D(г)
по сравнению с первоначальной в тот момент, когда прореагирует 10 % вещества В.

8. Чему равен температурный коэффициент скорости реакции, если при увеличении температуры на 30 градусов скорость реакции возрастает  в 15,6 раза?

9. В какую сторону сместятся равновесия реакций:
2HBr ↔ H2 + Br2 – 59,83 кДж;
2N2 + O2 ↔ 2NO2 – 56,90 кДж
а) при понижении температуры; б) при повышении давления?

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей ZnO(к), Zn(к), C(к), CO(г).

Вариант 7.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
2H2S(г) + O2(г) = 2S(к) + 2H2O(ж)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
2NO(г) + O2(г) = 2NO(г)  

7. В сосуд объёмом 2л ввели 0,032 г О2 и 0,030 г NO. Рассчитайте, как изменится скорость реакции  2NO(г) + O2(г) → 2NO2(г) по сравнению с первоначальной в тот момент, когда прореагирует 20 %  NO.

8. Температурный коэффициент скорости реакции равен 2,3. Во сколько раз увеличится скорость этой реакции, если повысить температуру на 25 градусов?

9. В каком направлении сместится равновесие  в системе
CO(г) + Cl2(г) ↔ COCl2(г)
если при неизменной температуре увеличить давление путём уменьшения объёма газовой смеси? 

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей ZnO(к), Zn(г), C(г), CO(г).

Вариант 8.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
CO(г) + H2(г) = C(к) + H2O(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
FeO(к) + CO(г) = Fe(к) + CO2(г)

7. В два сосуда одной и той же вместимости ведены: в первый – 1 моль газа А и 2 моля газа В, во второй – 2 моля газа А и 1 моль газа В. Температура в обоих сосудах одинакова. Будет ли различаться скорость реакции между газами А и В в этих сосудах, если скорость реакции выражается: а) уравнением v= k 1[A][B];  б) уравнением v2= k2[A]2[B]?

8. При 150оС некоторая реакция заканчивается за 16 мин. Принимая температурный коэффициент скорости реакции равным 2,5, рассчитать, через какое время закончится эта реакция, если её проводить при 200оС.

9. В каком направлении сместится равновесие  в системе
CO(г) + Cl2(г) ↔ COCl2(г)
если при неизменной температуре увеличить давление путём уменьшения объёма газовой смеси? 

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей ZnO(к), Zn(к), C(г), CO(г).

Вариант 9.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
CO2(г) + 4H2(г) = CH4(г) + 2H2O(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
CH4(г) + 2H2O(г) = CO2(г) + 4H2(г)
7. В системе CO + Cl2 = COCl2  концентрацию СО увеличили от 0,03 до 0,12 моль/л, а концентрацию хлора – от  0,02 до 0,06 моль/л. Во сколько раз возросла скорость прямой реакции? 

8. При 150оС некоторая реакция заканчивается за 16 мин. Принимая температурный коэффициент скорости реакции равным 2,5, рассчитать, через какое время закончится эта реакция, если её проводить при 80оС.

9. Как повлияет на равновесие реакции
2Н2(г) + О2(г) ↔ 2Н2О(г)    ∆Н°= - 483,6 кДж
а) повышение давления; б)повышение температуры?

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей  Na2CO3(к), NaHCO3(к), CO2(г), H2O(г).

Вариант 10.
5. Не производя вычислений, установить знак ΔSº298 процесса:
2NO2(г) = N2O4(г)

6. Определите значения  ΔGº298, ΔHº298 и ΔSº298 для реакции:
Fe2O3(к) + 3H2(г) = 2Fe(к) + 3H2O(г)

7. Реакция между веществами А и В выражается уравнением:    А + 2В → С. Начальные концентрации составляют: [A]o = 0,03 моль/л, [B]o= 0,05 моль/л. Константа скорости реакции равна 0,4. Найти начальную скорость реакции и скорость реакции по истечению некоторого времени, когда концентрация вещества А уменьшится на 0,01 моль/л.

8. При 20оС константа скорости некоторой реакции равна 10-4 мин-1, а при 50оС - 8∙10-4 мин-1. Чему равен температурный коэффициент скорости реакции?

9. Как повлияет увеличение давления на химическое равновесие в обратимой системе:
Fe2O3(г) + 3H2(г)↔ 2Fe(к) + 3H2O(г) ?

10. Определите число фаз, число компонентов и число степеней свободы для равновесной системы, содержащей СuSO4·5H2O(к), СuSO4(к), H2O(г).

III  Растворы. Окислительно-восстановительные процессы

11. Из четырёх веществ вашего варианта выберите сильные и слабые электролиты и составьте уравнения диссоциации их в водном растворе.
12.  Рассчитайте величину рН и рОН раствора, зная величину концентрации Н+ ионов (столбец 5).
13. В столбце 3 приведены малорастворимые электролиты. Напишите выражение ПР малорастворимого электролита вашего варианта. Определите, в каком объёме воды можно растворить 0,5 г данного малорастворимого вещества.

 

Номер варианта

Наименование веществ

Наименование веществ

[H+], моль/л

1

2

3

4

5

1

     CsOH

  H2C2O4

  SrSO4

  Na2SO3

   10-4

2

Sr(OH)2

  H3BO3

  MnS

  K2S

 3,2∙10-6 

3

      RbOH

CH3COOH

  PbI2

Al2(SO4)3

 7,4∙10-11

4

H2SO4

  NH4OH

  BaCrO4

  NaNO2

       10-3

5

LiOH

  H3PO4

Ca3(PO4)2

  HCOOLi

 6,5∙10-8

6

 HI

  H2SO3

  CaCO3

  Na2SiO3

 1,4∙10-12

7

Ba(OH)2

  HCN

  CaSO4

  K2SO3

 2∙10-7

8

HClO4

  NH4OH

  MgCO3

(NH4)2SO4 

 8,1∙10-3

9

HCl

  H2Se

  Ag2SO4

  Na2CO3

 2,7∙10-10

10

NaOH

  H2SiO3

  BaSO4

  FeCl2

 4,6∙10-4

    

Вариант 1. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: 
а) Pb(NO3)2 + KI;  б) NiCl2 + H2S

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
AgNO3→Ag + NO2 + O2       
б)    ионно-электронным методом:
KClO3 + FeSO4 + H2SO4 = KCl + Fe2(SO4)3 + H2O

Вариант 2. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: 
а) K2CO3 + HCl;  б) CuSO4 + NaOH 

15.   Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
P + KOH + H2O → PH3 + KH2PO4
б)    ионно-электронным методом:
NaNO3 + NaI + H2SO4 = NO + I2 + Na2SO4 + H2O

Вариант 3. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: 
а) CaCO3 + HCl;  б) CuSO4 + Na2S   

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
HClO3 = ClO2 + HClO4              
б)    ионно-электронным методом:
K2SO3 + KMnO4 + H2O = K2SO4 + MnO2 + KOH

Вариант 4. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: 
а) Na2S + H2SO4;  б) FeS + HCl

15.   Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
H2S + H2SO3 = S + H2O
б)    ионно-электронным методом:
As2S3 + HNO3 = H3AsO4 + H2SO4 + NO

Вариант 5. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: 
а) HCOOK + HNO3; б) NH4Cl + Ca(OH)2   

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
Zn + HNO3(разб) = Zn(NO3)2 + N2 + H2O         
б)    ионно-электронным методом:
FeCl2 + KMnO4 + HCl(разб) = FeCl3 + MnCl2 + KCl + H2O

 

Вариант 6. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: 
а) NaClO + HNO3;  б) KCN + HCl

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
FeCl3 + H2S = FeCl2 + S + HCl
б)    ионно-электронным методом:
HNO2 + KMnO4 + H2SO4 = HNO3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Вариант 7. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: 
а) Pb(NO3)2 + KI;  б) NiCl2 + H2S;   в) K2CO3 + HCl;    
г) CuSO4 + NaOH;   д) CaCO3 + HCl.

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
SO2 + Br2 + H2O = HBr + H2SO4;               
б)    ионно-электронным методом:
AgNO3 + KOH + H2O2= Ag + KNO3 + O2

Вариант 8. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения взаимодействия между водными растворами следующих веществ: 
а) NaHCO3 и HCl;  б) FeCl3 и KOH;   

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 + H2O
б)    ионно-электронным методом:
KMnO4 + MnSO4 + H2O = MnO2 + K2SO4 + H2SO4

Вариант 9. 
14.  Написать в ионно-молекулярной форме уравнения взаимодействия между водными растворами следующих веществ:
a) Pb(CH3COO)2  и  Na2S;   б) KHS и H2SO4;  

15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
HCl + CrO3 = CrCl3 + Cl2 + H2O                      
б)    ионно-электронным методом:
KMnO4 + KOH = K2MnO4 + O2 + H2O

Вариант 10. 
14. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения взаимодействия между водными растворами следующих веществ: 
а) Ca(OH)2 и CO2;   б) Fe(OH)3  и  HCl 
 
15. Расставить коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
а)   методом электронного баланса:
I2 + KOH = KIO3 + KI + H2O
б)    ионно-электронным методом:
K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + H2O

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Вариант 1
16. Напишите уравнения реакций взаимодействия галогенов с водой и растворами щелочей (холодными и горячими).

Вариант 2
16. Действием каких галогенов можно выделить свободный бром из растворов: а) бромида калия; б) бромата калия? Обосновать данными стандартных электродных потенциалов и проиллюстрировать реакциями.

Вариант 3
16. Какие вещества образуются при пропускании через раствор аммиака газов: СО2, NO, NO2, SO2, SO3?

Вариант 4
16. Составьте уравнения реакций термического разложения нитратов калия, меди(II), свинца и серебра.
 
Вариант 5
16. Какие процессы протекают при постепенном добавлении избытка раствора едкого натра к раствору нитрата алюминия? Напишите уравнения соответствующих реакций, назовите продукты. В виде каких частиц  алюминий содержится в щелочных, нейтральных и кислых растворах? 

Вариант 6
16. Можно ли получить сульфид алюминия смешиванием водных растворов сульфата алюминия и сульфида калия? Почему? Напишите уравнения соответствующих реакций.

Вариант 7
16.  Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
а)     B + HNO3(конц)→
в)     Al + HNO3(оч.разбавл.)→
д)     Al4C3 + H2O→

Вариант 8
16. Почему для атомов натрия и магния первый электрон отрывается легче от атома натрия, а для ионов Na+ и Mg+  второй электрон отрывается легче от иона Mg+ ? Дайте мотивированный ответ.

Вариант 9
16. Составьте уравнения реакций:
Mg + H2SO4(разб) →
Mg + HNO3(конц)→
     Mg + HNO3(разб) → N2O↑ + …

Вариант 10
16. Чем объясняется образование зеленого налёта на медных изделиях и почернение серебряных предметов при длительном пребывании на воздухе?
Напишите уравнения соответствующих реакций.

Общая характеристика органических соединений
Вариант 1
17. Какие хлорпроизводные могут быть получены замещением одного атома водорода на хлор в пропане? Напишите схему реакции хлорирования. Укажите условия проведения реакции. Назовите образующееся монохлорпроизводное.
Вариант 2
17. Напишите уравнения реакций присоединения бромистого водорода к пропилену. Назовите образующееся соединение и объясните реакцию.
Вариант 3
17. Напишите и объясните реакцию гидратации ацетиленовых углеводородов (реакция М.Г.Кучерова), взяв в качестве исходного следующее соединение: ацетилен.  К какому классу соединений относится образующееся вещество?

Вариант 4
17. Назовите по международной номенклатуре углеводороды строения:
а)   СН3 – СН2 –СН2 –СН2 – СН – СН2 – СН3;
                                                │
                                                СН3 
б)   СН3 – СН – СН2 – СН3    ;                в)  СН3 – СН –  СН –  СН2   ;
                 │                                                             │       │        │   
      СН3 – С – СН3                                                  СН3  СН2     СН2 
                 │                                                                       │        │     
                 СН2 – СН – СН3                                                СН3    СН2 – СН3    
                            │
                            СН3

Вариант 5
17. Напишите эмпирическую формулу гептанов. Выведите  все изомерные углеводороды этого состава (их девять); назовите каждый изомер по международной номенклатуре.
Вариант 6
17. Какие хлорпроизводные могут быть получены замещением одного атома водорода на хлор в бутане. Напишите схему реакции хлорирования. Укажите условия проведения реакции.  Назовите образующееся монохлорпроизводное.
Вариант 7
17. Напишите и объясните реакцию гидратации ацетиленовых углеводородов (реакция М.Г.Кучерова), взяв в качестве исходного вещества – бутин-1.  К какому типу соединений относится образующееся вещество?

Вариант 8
17. Какие хлорпроизводные могут быть получены замещением одного атома водорода на хлор в 2-метилбутане. Напишите схему реакции хлорирования. Укажите условия проведения реакции.  Назовите образующееся монохлорпроизводное.

Вариант 9
17. Напишите уравнение реакции присоединения хлористого водорода при действии его на 2,4,4-триметилпентен-2. Назовите образующееся соединение и объясните реакцию.
Вариант 10
17. Напишите схему реакции, протекающей при действии азотной кислоты (реакция нитрования, или реакция М.И.Коновалова) на предельный углеводород – бутан. Укажите условия и преимущественное течение реакции. Назовите образующееся нитросоединение. 

VI  Высокомолекулярные органические соединения

Вариант 1
18. Как объяснить: а) отсутствие летучести у высокомолекулярных соединений; б) вязкость их растворов; в) что прочность линейных полимеров с увеличением длины макромолекулы возрастает?

19. Относительная молекулярная масса бутадиенового каучука равна 80 000 – 450 000. Определите степень полимеризации бутадиенового каучука.

Вариант 2
18. Полиэтилен  высокого давления имеет относительную молекулярную массу 45 000, а полиэтилен низкого давления – 300 000. Определите степень полимеризации полиэтилена.

19. Какими признаками должны характеризоваться вещества, вступающие в реакцию: а) полимеризации; б) поликонденсации?

Вариант 3
18. Нитрон, или акрилон, - синтетическое волокно, заменяющее шерсть, получают из акрилонитрила СН2=СН-СN. Составьте схему получения полиакрилонитрила. 

19. Масса макромолекулы, полученной в результате полимеризации, равна сумме масс образовавших её молекул. Распространяется ли это утверждение на вещества, полученные поликонденсацией? Ответ поясните.

Вариант 4
18. Изопентан, извлекаемый из попутного нефтяного газа, используется в промышленностидля синтеза изопрена – мономера изопренового каучука. Получают изопрен путём реакции дегидрогенизации изопентана в присутствии катализаторов избирательного действия. Написать уравнение данного процесса.

19. Установлено, что, чем больше различие в молекулярной массе макромолекул полимера, тем шире температурный интервал, в котором он плавится, и наоборот. Объясните это явление.

Вариант 5
18. Полиэтилен с молекулярной массой около 500 представляет собой вязкую жидкость.  Вычислите степень полимеризации такого полиэтилена.

19. Полиамидное волокно энант, отличающееся от капрона большей светостойкостью, получается из продукта поликонденсации аминоэнантовой кислоты H2N – (CH2)6 – COOH. Составьте уравнение поликонденсации этой кислоты. 

Вариант 6
18. Полимеризацией изобутилена получают высокомолекулярное вещество – полиизобутилен. Составьте уравнение реакции полимеризации изобутилена. Укажите структурное звено полимера.

19. Полимеризацией хлорпрена CH2=CH – C = CH2 получают хлоропреновый
                                                                          |
                                                                         Cl
каучук, характеризующийся высокой устойчивостью к действию света, теплоты и растворителей. Составьте уравнение полимеризации хлоропрена и формулу  структурного звена полимера.

Вариант 7
18. Вычислите степень полимеризации полипропилена, приняв среднюю молекулярную массу его равную 100 000.

19. Совместной полимеризацией бутадиена–1,3 и стирола получают бутадиен-стирольный каучук, обладающий высокой механической прочностью. Составьте уравнение реакции сополимеризации, приняв во внимание регулярное чередование в макромолекуле звеньев, образованных исходными веществами, и формулу структурного звена сополимера.

Вариант 8
18. Подобно этилену, формальдегид может полимеризоваться по месту двойной связи в молекуле. При этом образуется полиформальдегид с чередующимися в цепи атомами углерода и кислорода. Полимер обладает хорошими механическими свойствами и используется для изготовления деталей машин, пленок, волокон и т.п. Составьте схему реакции полимеризации формальдегида, укажите формулы структурного звена и образующегося полимера.

19. Совместной полимеризацией бутадиена–1,3 и нитрила акриловой кислоты CH2=CH – C ≡ N получают бутадиен-нитрильный каучук, стойкий к растворителям – бензину, керосину и другим углеводородам. Составьте уравнение реакции сополимеризации и приведите структурную формулу этого каучука.

Вариант 9
18. При нагревании выше 200°С полистирол деполимеризуется. Составьте уравнение реакции деполимеризации.

19. Фторпроизводное этилена содержит по массе 24% углерода. Плотность этого соединения по водороду равна 50. Выведите формулу этого соединения и составьте уравнение реакции его полиеризации. 

Вариант 10
18. Можно ли обломки деталей, изготовленных из текстолита, вновь переработать в монолитное изделие методом горячего прессования. Ответ поясните.

19. Рассчитайте степень поликонденсации наволочной фенолформальдегидной смолы, если средняя относительная молекулярная масса равна 648.

 

Автор страницы: yelya_admin