Аналитическая химия и физико химические методы анализа
Задание 1. Протолитические равновесия. Вычисление рН.
1.1 Вычислите рН следующего раствора 0,4 % гидрооксида натрия, плотность 1,002 г/см3
1.2 Вычислите рН следующего раствора 0,74% гидрооксида калия, плотность 1,004 г/см3
1.3 Вычислите рН следующего раствора 0,1М азотистой кислоты
1.4 Вычислите рН следующего раствора 0,2М цианистоводородной кислоты
1.5 Вычислите рН следующего раствора 0,01М муравьиной кислоты
1.6 Вычислите рН следующего раствора 0,1 М фенола
1.7 Вычислите рН следующего раствора0,02 М бензойной кислоты
1.8 Вычислите рН следующего раствора 0,1 М гидроксиламина
1.9 Вычислите рН следующего раствора 0,2 М анилина
1.10 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе цианида калия
1.11 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе сульфита натрия
1.12 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе гидросульфита натрия
1.13 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе карбоната натрия
1.14 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе гидрокарбоната натрия
1.15 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе карбоната аммония
1.16 Вычислите рН среды в в 0,1 М растворе фосфата натрия
1.17 Вычислите рН среды, если навеску 0,05 г нитрата аммония растворили в 100 мл раствора
1.18 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе азотистой кислоты
1.19 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе уксусной кислоты
1.20 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе синильной кислоты
1.21 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе гидрооксида аммония
1.22 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе анилина
1.23 Вычислите степень диссоциации в 0,01 М растворе гидроксиламина
1.24 Вычислите кажущуюся степень диссоциации в 0,5 М растворе соляной кислоты при рН 0,37
1.25 Вычислите кажущуюся степень диссоциации в 0,5 М растворе гидрооксида калия при рН 13,5
1.26 Вычислите рН смеси, содержащей равные объемы 5% растворов уксусной кислоты и ее натриевой соли
1.27 Вычислите рН 0,001М раствора гидрооксида аммония в присутствии 0,1 М раствора хлорида аммония
1.28 Вычислите рН 0,01М раствора йодноватистой кислоты (HIO) в присутствии 0,1М раствора ее соли (NaIO)
1.29 Вычислите рН смеси аммиака и хлорида аммония, если она приготовлена из 0,1 М растворов этих веществ в отношении 1: 9
1.30 Вычислите рН смеси, если к 200 мл 0,1 М раствора NH4OH добавить 2,14г хлорида аммония.
Задание 2. Гетерогенные равновесия в ионных системах
(для ответов рекомендуется использовать таблицу
Произведения растворимости некоторых малорастворимых веществ)
2.1 В каком случае растворимость указанных веществ больше и почему: Mg(OH)2 при рН 7 или 10
2.2 В каком случае растворимость указанных веществ больше и почему: Fe(OH)2 при рН 5 или 12
2.3 В каком случае растворимость указанных веществ больше и почему: Fe(OH)3 при рН 6 или 9
2.4 В каком случае растворимость указанных веществ больше и почему: CoS при рН 2 или 7
2.5 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость AgCl равна 1,33∙ 10 - 5 моль/л
2.6 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость AgBr равна 7,3 ∙ 10 - 7 моль/л
2.7 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость СaC2O4 равна 4,8 ∙ 10 - 5 моль/л
2.8 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость Fe(OH)3 равна 2 ∙ 10 - 8 моль/л
2.9 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость Ag3PO4 равна 1,94 ∙ 10 - 3 моль/л
2.10 Определите произведение растворимости указанных веществ, если растворимость Pb3(PO4)2 равна 1,5 ∙ 10 - 9 моль/л
2.11 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость CaSO4 в моль/л
2.12 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость FeS в г/л
2.13 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость PbSO4 в г/л
2.14 По существующим величинам ПР рассчитайте сколько граммов BaCrO4 содержится в 500 мл насыщенного раствора этой соли
2.15 По существующим величинам ПР рассчитайте сколько моль PbSO4 содержится в 200 мл насыщенного раствора этой соли
2.16 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость AgCl 0,01 М растворе NaCl
2.17 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость CaC2O4 в 0,01М растворе (NH4)С2О4
2.18 По существующим величинам ПР рассчитайте растворимость PbI2 в 0,02М растворе Al(NO3)3
2.19 По существующим величинам ПР рассчитайте влияние на растворимость CaC2O4 присутствия в растворе 0,1 моль/л КСl
2.20 По существующим величинам ПР рассчитайте во сколько раз повысит растворимость AgCNS в присутствии в растворе 0,01 М КNO3
2.21 По существующим величинам ПР рассчитайте каково влияние присутствия в растворе 2,9г/л NaCl на растворимость BaSO4
2.22 В каком из указанных растворов будет более полное осаждение (укажите почему) бария хроматом в 2М растворе уксусной кислоты или 2М растворе соляной кислоты
2.23 В каком из указанных растворов будет более полное осаждение (укажите почему) ионов магния щелочью в чистой воде или в растворе хлорида аммония
2.24 В каком из указанных растворов будет более полное осаждение (укажите почему) ионов бария сульфатом в HCl или NaCl
2.25 В 1 л раствора содержится 20 мг Ag+ и 20 мг Pb2+. Какая соль выпадет в осадок первой при добавлении к этому раствору по каплям K2CrO4.
2.26 Вычислите концентрацию ионов ОН-, при которой возможно осаждение Mg(OH)2 из 0,1М раствора MgSO4.
2.27 Вычислите произведение растворимости, если насыщенный раствор содержит 3,84 мг PbSO4 в 100 мл
2.28 Вычислите произведение растворимости, если для насыщения 200 мл раствора требуется 0,57 мг BaCrO4
2.29 Вычислите произведение растворимости, если в 2 л насыщенного раствора содержится 0,124г СaCO3
2.30 Выпадет ли осадок AgCl, если к 10 мл 0,01 М раствора AgNO3 прибавить 10 мл 0,01 М раствора NaCl
Задание 3. Качественный анализ
3.1 Почему открытие катиона калия гидротартратом натрия NaHC4H4O6 должно проводиться в нейтральной среде? Напишите уравнение реакции
3.2 Почему осаждение катиона Na+ в виде дигидроантимоната натрия NaH2SbO4 должно проводиться в нейтральной, а не кислой или щелочной средах?
3.3 Почему перед открытием катиона К+ необходимо удалять катион NH4+ ?
3.4 При действии группового реактива на катионы второй группы получаются осадки – хлориды соответствующих катионов: AgCl и PbCl2. Какова растворимость хлоридов в воде и как это используется в анализе?
3.5 Какова роль азотной кислоты при открытии катионов серебра?
3.6 Какие продукты реакции образуются при взаимодействии хлорида ртути (I) с раствором аммиака? Укажите их химические формулы
3.7 Как можно растворить осадок сульфата бария?
3.8 Какой осадок выпадет первым, если к исследуемому раствору, содержащему катионы бария, стронция и кальция в равных концентрациях, постепенно приливать раствор серной кислоты?
3.9 Соли каких катионов окрашивают пламя газовой горелки в желто-зеленый цвет?
3.10 Какая реакция открытия катиона кальция является селективной?
3.11 Как проводится открытие катиона бария в присутствии катионов стронция и кальция?
3.12 Как повысить чувствительность реакции обнаружения катиона кальция серной кислотой?
3.13 Как можно объяснить аналитический эффект выпадения осадка при добавлении ацетона к гипсовой воде?
3.14 Как отделить катионы 2 группы от катионов 1 и 3 аналитических групп?
3.15 Действием какого реагента можно отделить катионы 3 аналитической группы от катионов первой группы?
3.16 Подберите несколько окислителей, которыми можно окислить катионы Cr3+ в CrO42- или в Cr2O72-.
3.17 На какие аналитические группы можно разделить анионы по их отношению к двум реактивам: хлориду бария и нитрату серебра? Почему проводят реакции с хлоридом бария в нейтральной или слабощелочной среде, а с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты?
3.18 На какие группы можно разделить анионы на основании их окислительных или восстановительных свойств? Какие реактивы используются в этом случае в качестве групповых?
3.19 Какие анионы не могут присутствовать в сильнокислом растворе?
3.20 Каким реагентом и в каких условиях можно обнаружить карбонат- анион?
3.21 Какие из катионов в растворе окрашены?
3.22 Какой катион присутствует в растворе, если при добавлении к реакционной смеси роданида аммония с изоамиловым спиртом образуется кольцо, окрашенное в ярко-синий цвет?
3.23 Какими химическими свойствами обладают гидрооксиды 6-ой аналитической группы катионов?
3.24 Наличие каких катионов возможно в растворе, если при действии щелочи на реакционную смесь, содержащую катионы 5 аналитической группы, выпадает белый осадок?
3.25 Какую роль в систематическом ходе анализа смеси катионов 5 группы играет перекись водорода?
3.26 Можно ли открыть катион Mg2+ при одновременном присутствии в растворе катиона Fe2+? Ответ поясните.
3.27 Почему добавление хлорида аммония способствует растворению Zn(OH)2? Приведите уравнения реакций
3.28 Подберите окислитель, определите среду и составьте уравнения реакции окисления ионов Mn2+ в ионы марганцевой кислоты.
3.29 Сравните Al(OH)3 и Zn(OH)2. Какой из этих гидрооксидов выпадает в осадок раньше при осторожном добавлении едкого натра к раствору, содержащему одинаковые концентрации катионов?
3.30 На какие группы можно разделить анионы на основании их окислительно-восстановительных свойств? Какие реактивы используются в этом случае в качестве групповых?
Задание 4. Раскройте следующие понятия и вопросы
4.1 Закон действия масс, границы его применимости. Константа равновесия, равновесные концентрации
4.2 Сопряженные протолиты. Связь констант равновесий сопряженных кислот и оснований.
4.3 Ионное произведение воды. Константа автопротолиза воды. Характеристика кислотности раствора.
4.4. Активность коэффициент активности. Ионная сила раствора
4.5 Константа гидролиза, степень гидролиза. Связь константы гидролиза с иным произведением воды
4.6 Свойства буферных растворов. Механизм буферного воздействия. Область буферирования.
4.7 Растворимость; факторы, влияющие на растворимость вещества.
4.8 Физический смысл произведения растворимости, для каких целей используется ПР? Связь произведения растворимости малорастворимого соединения с его растворимостью.
4.8 Условия выпадения осадка; условия растворения малорастворимых соединений. Влияние на растворимость осадков присутствия в растворе сильных кислот, процессов комплексообразования и окисления-восстановления, а также изменения температуры и природы растворителя.
4.9 Солевой эффект, его влияние на растворимость осадков
4.10 Влияние одноименных ионов на растворимость осадков
4.11 Реакции комплексообразования. Комплексы катионного и анионного типа. Номенклатура
4.12 Константа устойчивости комплексов в растворе, равновесные концентрации комплексообразователя и лиганда
4.13 Связь констант устойчивости и нестойкости комплексов в растворе. Диссоциация комплексных электролитов, диссоциация комплексов
4.14 Маскировка центрального иона и разрушение комплексов
4.15 Окислительно-восстановительные свойства вещества. Электродный потенциал
4.16 Стандартный водородный электрод. Физический смысл окислительно-восстановительной полуреакции.
4.17 Предсказание осуществимости окислительно-восстановительных реакций
4.18 Константа равновесия окислительно-восстановительной реакции. Факторы, влияющие на константу равновесия редокс-системы.
4.19 Реальный окислительный потенциал полуреакции. Влияние рН среды.
4.20 Классификация органических соединений, используемых в качестве аналитических реагентов
4.21 Строение и химическая реакционная способность органических аналитических реагентов
4.22 Функциональные аналитические группы и аналитико-активные группы в органических реагентах
4.23 Применение органических реагентов в качестве индикаторов. Хромофорные и ауксохромные группы атомов.
4.24 Предмет, задачи и методы качественного анализа
4.25 Предмет, задачи и методы количественного анализа
4.26 Сущность методов разделения и концентрирования
4.27 Погрешности при количественном определении. Разброс результатов повторных определений. Случайные погрешности, воспроизводимость метода.
4.28 Способы выполнения аналитических реакций, типы реакций, чувствительность реакций
4.29 Буферные системы, их значение в качественном анализе
4.30 В чем заключается подготовка вещества к анализу
Задание 5. Методы анализа (ответ поясните)
5.1 Какие методы анализа основаны на наблюдении физических явлений, происходящих при химических реакциях?
5.2 Какие методы анализа основаны на образовании характерных соединений, получающихся в результате химических реакций?
5.3 Какие методы анализа основаны на существовании определенных зависимостей между физическими свойствами веществ и их химическим составом?
5.4 Какие методы анализа относятся к оптическим?
5.5 Какие методы анализа относятся к электрохимическим?
5.6 Какие методы анализа относятся к дистилляционным?
5.7 Какие методы анализа относятся к методам разделения?
5.8 Какие методы анализа относятся к методам концентрирования?
5.9 В чем состоит сущность метода осаждении?
5.10 В чем состоит сущность метода экстракции?
5.11 В чем состоит сущность метода тонкослойной хроматографии?
5.12 В чем состоит сущность метода дистилляции?
5.13 В чем состоит сущность метода электролитического осаждения?
5.14 В чем состоит сущность метода внутреннего электролиза?
5.15 В чем состоит сущность электрофореза?
5.16 В чем состоит сущность метода мембранной фильтрации?
5.17 В чем состоит сущность метода седиментации?
5.18 В чем состоит сущность метода ультрацентрифугирования?
5.19 В чем состоит сущность метода осмоса?
5.20 В чем состоит сущность метода флотации?
5.21 В чем состоит сущность гравиметрического метода?
5.22 В чем состоит сущность титриметрического метода?
5.23 В чем состоит сущность фотометрических методов?
5.24 В чем состоит сущность метода потенциометрии?
5.25 В чем состоит сущность кулонометрического метода?
5.26 В чем состоит сущность люминесцентных методов анализа?
5.26 В чем состоит сущность ренгеноспектрального метода анализа?
5.26 В чем состоит сущность кондуктометрических методов анализа?
5.27 В чем состоит сущность метода колоночной хроматографии?
5.28 Какие процессы протекают при использовании метода осаждения?
5.29 Какие процессы протекают при использовании метода экстракции?
5.30 Какие процессы протекают при использовании метода дистилляции и отгонки?
Номера задач по контрольной работе
№ вариантов |
№ задания |
№ вариантов |
№ задания |
1, 31 |
1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1 |
16, 46 |
1.16; 2.16; 3.16; 4.16; 5.16 |
2, 32 |
1.2;2.2; 3.2; 4.2; 5.2 |
17, 47 |
1.17; 2.17; 3.17; 4.17; 5.17 |
3, 33 |
1.3; 2.3; 3.3; 4.3; 5.3 |
18, 48 |
1.18; 2.18; 3.18; 4.18; 5.18 |
4, 34 |
1.4; 2.4; 3.4; 4.4; 5.4 |
19, 49 |
1.19; 2.19; 3.19; 4.19; 5.19 |
5, 35 |
1.5; 2.5; 3.5; 4.5; 5.5 |
20, 50 |
1.20; 2.20; 3.20; 4.20; 5.20 |
6, 36 span style= |
1.6; 2.6; 3.6; 4.6; 5.6 |
21, 51 |
1.21; 2.21; 3.21; 4.21; 5.21 |
7, 37 |
1.7;2.7; 3.7; 4.7; 5.7 |
22, 52 |
1.22; 2.22; 3.22; 4.22; 5.22 |
8, 38 |
1.8; 2.8; 3.8; 4.8; 5.8 |
23, 53 |
1.23; 2.23; 3.23; 4.23; 5.23 |
9, 39 |
1.9; 2.9; 3.9; 4.9; 5.9 |
24,54 |
1.24; 2.24; 3.24; 4.24; 5.24 |
10, 40 |
1.10; 2.10; 3.10; 4.10; 5.10 |
25, 55 |
1.25; 2.25; 3.25; 4.25; 5.25 |
11, 41 |
1.11;2.11; 3.11; 4.11; 5.11 |
26, 56 |
1.26; 2.26; 3.26; 4.26; 5.26 |
12, 42 |
1.12; 2.12; 3.12; 4.12; 5.12 |
27, 57 |
1.27; 2.27; 3.27; 4.27; 5.27 |
13, 43 |
1.13; 2.13; 3.13; 4.13; 5.13 |
28, 58 |
1.28; 2.28; 3.28; 4.28; 5.28 |
14, 44 |
1.14;2.14; 3.14; 4.14; 5.14 |
29, 59 |
1.29; 2.29; 3.29; 4.29; 5.29 |
15, 45 |
1.15; 2.15; 3.15; 4.15; 5.15 |
30, 60 |
1.30; 2.30; 3.30; 4.30; 5.30 |
Автор страницы: admin