Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Макроэкономика

Артикул: 051209_адм2

Автор решения: alex_admin

Курсовая работа: Особенности исламской социально-экономической модели (32 стр.)

Курсовая работа: Особенности исламской социально-экономической модели (32 стр.)
Цена: 290.00р.
Заказать похожую задачу

Часть готового решения

Содержание 


Введение 
1. Теоретические аспекты социально-экономических моделей
1.1. Понятие и сущность социально-экономических моделей
1.2. Виды социально-экономических моделей
1.3. Роль государства в организации социально-экономической модели
2. Анализ особенностей исламской социально-экономической модели
2.1. История становления исламской социально-экономической модели
2.2. Отличия исламской социально-экономической модели от других моделей
2.3. Перспективы развития исламской социально-экономической модели
Заключение
Список литературы


Введение 


Многие российские и зарубежные авторы обращаются к теме развития исламской экономики, выделяя ее в отдельное научное направление. Цикл статей по данной тематике – это попытка обобщить накопленный научный опыт в этой отрасли.
Роль религии в современном мире трудно переоценить. И она имеет значение не только в духовно-нравственном воспитании человечества, но и в построении жизнедеятельности социума, государства. Основу благосостояния населения любой страны определяет стабильность ее экономической системы. А потому ученые и политические деятели прилагают большие усилия, чтобы разработать такую экономическую модель, которая могла бы отвечать всем требованиям цивилизации и обеспечить стабильное благосостояние и процветание населения всего мира.
Развитие исламской финансовой системы поражает высокими темпами. Новейшая история становления исламских финансовых учреждений отсчитывается с 1975 года. Конечно, в большинстве своем они расположены в основном в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (при этом крупнейшими центрами являются Бахрейн и Малайзия), то есть странах с официальной религией – Ислам, но создаются также в Европе и США.
 Начало дискуссий о том, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х-началу 60-х гг. С конца 70-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии. Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках Организации Исламская конференция (ОИК), а также на неправительственной основе.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной работы.
Предмет исследования – социально-экономические модели. Объект исследования – исламская социально-экономическая модель.
Цель работы – исследование особенностей исламской социально-экономической модели. 
Задачи работы: 
•    исследование теоретических основ понятия социально-экономических моделей;
•    исследование видов социально-экономических моделей;
•    исследование отличительных черт исламской социально-экономической модели от других моделей;
•    исследование современного состояния исламской социально-экономической модели.
Информационную базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области мировой экономики, статьи экспертов в журналах.


Заключение


Социально-экономическая модель - комплекс институтов, определяющих характер социальной и хозяйственной системы, механизмы, обеспечивающие их дееспособность, единство правил, норм и обычаев хозяйствования, форм взаимодействия субъектов хозяйственной жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства. Институциональная структура СЭМ включает ценностный уровень, а так же уровни идеологических, правовых, политических институтов. Основополагающее значение в формировании институтов СЭМ играют ценностные ориентиры. Под ценностями мы понимаем стабильные, объективированные, субъективно-психологические регулятивные внутренние отношения личности, определяющие ее мировоззрение, нацеленность и характер хозяйственной активности. Ценностные ориентации представляют целостную, иерархическую систему, составными частями которой являются праценности первобытного общества, как основа этносных ценностей, индивидуальные эстетические, индивидуально-коллективные моральные, групповые правовые, политические и религиозные, интегративные экзистенциальные и художественные ценности.   
К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную  (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 
Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель  включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально - экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила исламской концепции исламской социально-экономической модели:
 - право владения в Исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование;
 - каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.
 - проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;
 - деньги выполняют лишь функцию обмена;
 - материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага - это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу Ислама.
 В общем, Ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаха.
 Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.
 Из отношений между материальными и духовными благами следует, что Ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.


Список литературы


1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2011. - 496 с. 
2. Аллахвердян, Д.А. - Финансово-кредитная система. - М.: Наука, 2009. - 368 с.
3. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 432 с. 
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 540 с. 
5. Литовченко, В.П. Финансы-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.-588с. 
6 Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Мировая экономика. - М.: Финансы и статистика, 2011.-504с. 
7. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Мировая экономика. - М.:ИНФРА-М, 2010.-248с.
8. Криволапов, В.С. Мировая экономика. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2011.-154с. 
9. Дробозина, Л.А. Мировая экономика. - М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с. 
10. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы- М.:Экономистъ, 2011. -682с. 
11. Нестерова, В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика- М.:Финансы и статистика,2010.-432с. 
12. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. - М.: Наука, Изд. фирма «Вост.литература», 2011. - 163 с. 
13. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран; учебник. - СПб.: изд-во В.А.Михайлова, 2008. - 463 с.
14. Страны мира: Краткий политэконом. справочник. / Под общей ред. И.С. Иванова. - М.: Республика, 2009. - 480 с.

15. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. М., Высшая школа, 2010 - 157 с.
16. Экономика развивающихся стран: проблемы и перспективы. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 2008 - 183 с.
17. Веселкова, Е.Г. Природа социально-экономических систем // Финансы. - 2011. - №11. - С. 66-70.
18. Родионова, В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. - 2011. - №6. - С.75-79. 
19. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2010.-№6.С.95-98 
20. Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Экономическая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2010.-№7-С.62-75
21. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации мировой экономической системы // Финансы. - 2010. - №6. - С.15-19.
22. Запольский, С.В. О природе понятия «социально-экономическая модель» // Финансовое право - 2011.-№8- С.2-8 
23. Лахтина, Т.А. О сущности экономической системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2010. -№4- С.24-26
24. Назаров, Н.Н.. Понятия «Экономичекая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2010.- №19 -С.6-10.
25. Портал РУСИРАН http://ru.rusiran.com 

Цена: 290.00р.
Заказать похожую задачу