Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Деньги, кредит, банки

Артикул: 250102_адм2

Автор решения: alex_admin

Курсовая работа: Особенности современной антиинфляционной политики России (24 стр.)

Курсовая работа: Особенности современной антиинфляционной политики России (24 стр.)
Цена: 290.00р.
Заказать похожую задачу

Часть готового решения

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ………………………………………………...
1.1. Понятие, причины возникновения, формы проявления инфляции………..
1.2. Виды инфляции, ее воздействие на экономику…………………………….
  1.3. Последствия инфляции…………………………………………………………
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ В РФ…………….
2.1. Анализ и оценка динамики показателей развития инфляционных процессов в России за 2006-2010 гг.
2.2. Особенности антиинфляционной политики России за 2006-2010 гг.….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...............
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ТЕЗИСЫ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Для любой национальной экономики инфляция является опасным процессом, отрицательно действуя на финансовую и экономическую системы. Она отражает не только уменьшение покупательской способности денежных средств, но и искажает финансовую «реальность» производства и потребления, а также усложняет процедуру учета доходов и расходов населения и налогообложения.
Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Целью антиинфляционной политики является не искоренение инфляции как экономического явления, а придание ей приемлемых для экономического развития темпов роста. Суть дефляционной политики состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары (повышение предложения товаров), так и деньги (повышение спроса на деньги).
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы. Цель работы – исследование современной антиинфляционной политики в России. Предмет работы - антиинфляционная политика. Объект исследования - Россия.
Задачи работы:
•    исследование теоретических основ инфляции;
•    исследование динамики показателей развития инфляционных процессов в России за 2006-2010 гг.;
•    исследование особенностей антиинфляционной политики России за 2006-2010 гг.
В качестве информационной базы для проведения исследования (написания курсовой работы) автор  использовал:  актуальную нормативно-законодательную базу, регулирующую вопросы антиинфляционной политики;  учебники и учебные пособия по заданной тематике; статистические данные за 2006-2010 гг. в области инфляционных процессов в России;  актуальную периодическую литературу (журналы: «Эксперт», «Управление в кредитной организации», «Экспертные мнения» и др.).


ВВЕДЕНИЕ

Для любой национальной экономики инфляция является опасным процессом, отрицательно действуя на финансовую и экономическую системы. Она отражает не только уменьшение покупательской способности денежных средств, но и искажает финансовую «реальность» производства и потребления, а также усложняет процедуру учета доходов и расходов населения и налогообложения.
Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Целью антиинфляционной политики является не искоренение инфляции как экономического явления, а придание ей приемлемых для экономического развития темпов роста. Суть дефляционной политики состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары (повышение предложения товаров), так и деньги (повышение спроса на деньги).
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы. Цель работы – исследование современной антиинфляционной политики в России. Предмет работы - антиинфляционная политика. Объект исследования - Россия.
Задачи работы:
•    исследование теоретических основ инфляции;
•    исследование динамики показателей развития инфляционных процессов в России за 2006-2010 гг.;
•    исследование особенностей антиинфляционной политики России за 2006-2010 гг.
В качестве информационной базы для проведения исследования (написания курсовой работы) автор  использовал:  актуальную нормативно-законодательную базу, регулирующую вопросы антиинфляционной политики;  учебники и учебные пособия по заданной тематике; статистические данные за 2006-2010 гг. в области инфляционных процессов в России;  актуальную периодическую литературу (журналы: «Эксперт», «Управление в кредитной организации», «Экспертные мнения» и др.).
1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) в применении к денежному обращению означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей народного хозяйства[10, c. 128]. 
Часто под инфляцией понимают просто рост цен на товары и услуги. Однако следует учесть, что инфляция не представляет рост цен на товары на каком-то отдельном рынке, инфляция есть общеэкономический феномен. В отношении цен можно считать, что имеет место инфляция, если происходит увеличение не просто цен на отдельном рынке, а повышается общий уровень цен в целом по стране.
Что же такое инфляция? Это повышение среднего уровня цен на товары и услуги, производимые и продаваемые экономикой. В условиях рыночной экономики инфляция происходит по одной их двух причин: либо люди увеличивают свои траты быстрее, чем производители успевают увеличить снабжение этими товарами и услугами; либо наступает сокращение снабжения товарами и услугами потребителей и/или производителей, что вызывает рост цен. Инфляцию порой определяют как увеличение количества денег, стремящихся угнаться за сокращающимся количеством товаров.
“Вздутие” денежной массы и уровня цен часто взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Так, представляется естественным, что если при увеличении денежной массы не увеличивается количество товаров, то это обусловливает рост цен или снижение покупательской способности денег. И наоборот, повышение уровня цен обусловливает рост денежного спроса хозяйственных агентов и соответственно следующий за этим рост денежной массы в обращении.
Сущность инфляции, однако, заключается не просто в переполнении денежного обращения деньгами, которые не обеспечены товарной массой. Сущность и причины инфляции лежат гораздо глубже - в диспропорциях в воспроизводственном процессе (производство, потребление и накопление, обмен и потребление общественного продукта), в диспропорциях между производственным и финансовым секторами.
Риск переполнения денежного обращения деньгами велик именно тогда, когда отстает производственный сектор и экономика испытывает хронический дефицит товаров. Финансовый сектор в дефицитной экономике больше работает на расширение спроса, чем на предложение товаров. В результате увеличивается диспропорция между спросом и предложением, происходит переполнение каналов денежного обращения денежными знаками, что создает предпосылки для возникновения инфляционных процессов.
Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.
1. Среди внутренних факторов можно выделить не денежные и денежные (монетарные). 
2.Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт валюты, золота[7, c. 187].
Как правило, денежные факторы дают первичный толчок развитию инфляционного процесса и активно влияют на его протекание. К ним относят: 
А) чрезмерную эмиссию денег; 
Б) расширение объемов кредитования со стороны кредитных учреждений; 
В) хронический дефицит государственного бюджета; 
Г) увеличение скорости оборота денег; 
Д) чрезмерные инвестиции, несоответствующие реальным потребностям экономики в капиталовложениях; 
Е) нестабильность обменного курса национальной валюты. 
Не денежные факторы инфляции обусловливают рост цен со стороны воспроизводственного процесса. В состав не денежных факторов обычно включают: 
А) диспропорция общественного воспроизводства (нерациональная структура экономики); 
Б) монополизацию экономики; 
В) милитаризацию экономики; 
Г) рост издержек производства; 
Д) мировые структурные кризисы (например, сырьевой, энергетический); 
Е) стихийные бедствия, крупные аварии, влекущие дополнительные расходы государственного бюджета. 
Проявляясь в обесценении денег, инфляция тем самым затрагивает самые разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни общества. Деньги перестают нормально выполнять свои функции меры стоимости, средства обращения и платежа и, что особенно важно, средства накопления. 
Важно помнить, что главные причины инфляции это:
1. Отсутствие баланса между госрасходами и госдоходами. Появляющийся дефицит бюджета закрывается при помощи запуска печати новых дензнаков, что ведет к росту объема денежной массы и к инфляции.
2. Приводящие к инфляции инвестиции. Особенно вложения в военную технику, которые опять таки вызывают дефицитность бюджета, и печати новых денег.
3. Недостаток пространство для рыночных отношений и отсутствие нормальной конкуренции.
4. Ввозимая инфляция импорта, этот фактор влияет все больше и больше, так как в связи с процессом глобализации экономики стран становятся более открытыми.
5. Ожидания инфляции. Люди постоянно думают о повышении цен, ждут их, поэтому стараются запастись необходимым, а продавцы в свою очередь в цену продукции стараются заложить возможный рост издержек.
Таким образом, инфляция – это порождение рынка денежной массы. Он порождает дополнительные причины инфляционного роста. Не всегда корректная политика Центробанка влияет на инфляцию, так как появляется не обеспеченная продукцией масса денег, которая, по сути, ничем не подкреплена[11, c. 67].

 

1.2. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ

Виды инфляции и их сущность представлены в таблице 1.
Таблица 1-Виды инфляции
Виды инфляции    Сущность вида инфляции
Явная (или открытая)    Вид инфляции, при котором мы можем наглядно наблюдать рост цен на товары и услуги.
Скрытая     Инфляция происходит в скрытой (или подавленной) форме - без очевидного повышения цен на товары и услуги.
Галопирующая    Инфляция, при которой рост цен приобретает стремительный, скачкообразный характер от 20 до 200% в год.
Ползучая    Инфляция, при которой цены растут постепенно, но неуклонно не более чем на 10% в год.
Гиперинфляция    Представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен
Ожидаемая    Имеются инфляционные ожидания у населения.
Неожидаемая    Не имеются инфляционные ожидания у населения.
Инфляция спроса    Инфляция вызывается увеличением спроса
Инфляция издержек    Инфляция вызывается увеличением издержек
Внутренняя     Инфляция может быть вызвана развитием внутренних финансово-экономических факторов в стране.
Импортируемая    Инфляция обусловлена внешнеэкономическими причинами

Таким образом, в отличие от открытой при подавленной инфляции роста цен не наблюдается, но обесценение денег выражается в дефицитах, невозможности купить товары и услуги по их фиксированным ценам. Подавленная инфляция является предпосылкой перехода к открытой инфляции. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, наблюдалось такое характерное явление: темпы роста цен резко опережали темпы роста количества денег в обращении. В условиях гиперинфляции хозяйствующие субъекты теряют доверие к национальной валюте, стараются как можно скорее избавиться от обесценивающейся наличности и сбережений. В результате колоссально повышается скорость оборота денег, что равносильно увеличению их количества. В связи с этим важно подчеркнуть роль инфляционных ожиданий в раскручивании спирали гиперинфляции. Последствия неожидаемой инфляции могут принципиально различаться в зависимости от фона, на котором она проявляется. Если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, то, оценивая этот скачок цен как кратковременное явление, население ожидает, что скоро за ним последует их снижение, и будет больше сберегать и сокращать свой платежеспособный спрос. При уменьшении размеров спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. И наоборот, если неожидаемая инфляция возникла на фоне уже существующего инфляционного ожидания, то население, опасаясь дальнейшего обесценивания своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен на фоне инфляционных ожиданий может спровоцировать дальнейшие инфляционные процессы, которые будут подстегивать рост цен[14, c. 276]. Суть инфляции спроса объясняется одной очень образной фразой, раскрывающей явление: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров”. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров, и это выражается в росте общего уровня цен; инфляция, вызванная ростом издержек производства, означает рост цен вследствие их увеличения. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения зарплаты, и др. Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки на заработную плату.
Таким образом, видно, что все, описанные выше, виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

 

1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

Последствия инфляции сложны и многообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры.
Можно выделить три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов: 
•    Позитивный (что означает прирост дохода); 
•    Нулевой (нейтральный); 
•    Негативный (убыточный)[9, c. 165].
Позитивный вариант: 
Инфляция приносит доход государству (сеньораж – пошлина за право печатать деньги), когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Очевидно, что в таком случае реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога. 
Увеличение скорости оборота денег положительно сказывается на коммерческих банках, т.к. участники стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных. 
Большую выгоду от роста цен получат многочисленные промышленные и торговые монополии путем создания искусственного дефицита, уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах. В результате порождается дополнительный спрос, в результате которого они повышают цены товаров. 
Нулевой вариант: 
Нейтральные последствия инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов. 
Негативный вариант: 
Потери от хранения наличных денег дома, определяемые количеством дополнительных денег, которые можно было бы получить при размещении денег в банке (под определенный процент). Однако довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции, поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Их величина равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой, начисляемой банком. 
Увеличение расходов при инфляции, связанных с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. (издержки меню). 
Издержки, порождаемые несовершенством юридической практики, возникающие из-за указания номинальных величин цен, без их индексации. 
Потери из-за несовершенства налогового законодательства, возникающие по причине того, что некоторые положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. 
Издержки неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. 
В целом, хотя инфляция, как и многие другие явления, характерные для экономической жизни, не может быть оценена однозначно. Ее не следует рассматривать как абсолютное зло, поскольку она может быть инструментом стимулирования экономического роста, способствуя оживлению конъюнктуры, повышению цен и нормы прибыли. Именно поэтому ползучая инфляция воспринимается как атрибут современного экономического развития, имеющий скорее положительные последствия, чем отрицательные[13, c. 286].
Вместе с тем нужно учитывать, что выход инфляции из-под контроля чреват крайне негативными социально-экономическими последствиями. Галопирующая и тем более гиперинфляция приводят к нарушению процесса воспроизводства,
 тяжелым социальным потрясениям. Кроме того, инфляция может оказывать отрицательное воздействие и на международные экономические (в особенности – валютные) отношения. 
По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом для субъектов экономики.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению способствует возрождению бартерного обмена. Высокие темпы инфляции отрицательным образом воздействуют на фискальную систему, так как падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет. В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут также банки и учреждения, предоставляющие кредит. Становится практически невозможным долгосрочный кредит, так как в течение периода кредитования необходима постоянная индексация кредитных ставок.
Инфляция имеет и социальные последствия: она обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории людей с фиксированными доходами, которые либо уменьшаются, либо возрастают темпами, меньшими, чем темпы инфляции.
Таким образом, социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию. Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Для снижения негативных последствий инфляции государственные органы власти любой страны проводят антиинфляционную политику, меры которой исследованы более подробно далее на примере России в 2006-2011 гг.

 

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ В РФ

2.1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ЗА 2006-2010 ГГ.

Причины современной инфляции были заложены в период с 2004-2007 гг., когда накопленный инфляционный потенциал получил толчок для инфляционного всплеска. В данный период среди основных факторов современной российской инфляции можно выделить как национальные, так и общемировые.
 Избыточные сбережения на руках у населения. Уже в 2002 г. доля валовых сбережений к ВВП превысила долю валовых инвестиций к ВВП на 8,7%. Эта избыточная масса сбережений стала реальной угрозой для экономики. С одной стороны, она заключала в себе потенциал роста, с другой стороны, «хлынув» на потребительские и валютные рынки в 2008 г. вызвала рост потребительских цен и обесценение национальной валюты[16, c. 19].
Слабо управляемая ликвидность в банковской системе. В 2004 -2005 гг. у крупных коммерческих банков наблюдалась устойчивая избыточная ликвидность. Финансовые потоки слабо шли в реальный сектор экономики, а рынок государственных ценных бумаг и валютный рынок не приносили прежней доходности. Поэтому банки активизировали свою деятельность в сфере потребительского, жилищного и ипотечного кредитования. Потребительское кредитование, направленное на импортные товары, мало стимулировало спрос. Жилищное кредитование, в силу неэластичности предложения рынка жилья из-за высоких административных барьеров в строительстве и наличия длительных циклов, напрямую способствовало повышению цен (см. приложения).
Рост цен на нефтяном рынке привел к накоплению избыточной денежной массы. В подобной ситуации оказались и некоторые сегменты рынка жилья и корпоративных ценных бумаг. «Структура спроса на деньги в современных условиях такова, что перераспределение финансовых потоков способствует завышению стоимости отдельных активов и порождает очередную неустойчивую деформацию системы», т.е. инфляцию активов, или «мыльный пузырь». Результатом спекулятивного роста стоимости финансовых активов стал современный кризис на рынке ценных бумаг.
Давление на цены продуктов питания продолжает оказывать высокая степень монополизированности отдельных товарных рынков и недостаточно благоприятный предпринимательский климат, прежде всего для малого и среднего бизнеса, который не позволяет реагировать на повышающийся спрос увеличивающимся предложением товаров.
Принятые меры (прежде всего, резкое ужесточение денежно-кредитной политики) привели к тому, что к 2000 году инфляция начала ослабевать. Годовой прирост потребительских цен в 2002 году составил 15,1%, в 2003-м — 12%, в 2004-м — 11,7%, в 2005-м — 10,9%, в 2006-м — 8,2%. На 2007 год планировали довести инфляцию до 6—7. И вдруг осень 2007 года дала неожиданную вспышку роста цен, опрокинувшую все прогнозы. Правительство вынуждено было пойти на чрезвычайные административные меры по замораживанию цен на социально значимые продукты — на шесть видов продовольствия (см. приложения)[18, c. 17].
Только за один месяц, октябрь 2007 года, потребительские цены выросли на 1,6%, а на продовольствие — в среднем на 3,3% (это более чем в три раза превысило сентябрьский рост цен). Некоторые продукты питания успели подорожать ещё до замораживания цен особенно сильно: цены на подсолнечное масло выросли с июля по октябрь на 60%, на сливочное масло, молоко и молочные продукты — на 50%, на яйца — на 40%. Темп инфляции в целом за 2007 год составил, по официальным данным, 12% (не следует забывать, что вышеприведённые цифры — усреднённые показатели). По расчётам центра макроэкономического прогнозирования (цМАКП), в течение 2007 года товары в «корзине для бедных» подорожали на 15% (в 2006 году — на 9%).
 
Рис.1. Индексы потребительских цен в 2005-2009 гг.

В 2009 году уровень инфляции в России составил 13,3%. Изначально планировалось, что в 2009-м этот показатель снизится до 11%. Однако девальвация рубля сделала свое дело[18, c. 12].
Инфляционные процессы в России является частью глобальных проблем. Углубление экономического кризиса потребовало привлечение дополнительных резервов, что привело к инфляционному всплеску.
Таким образом, инфляция в современной России вызвана сочетанием трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг:
•    действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов;
•    проявление эффектов локальных монополий;
•    влияние мирового кризиса.
Учитывая данные факторы и циклический характер инфляционных процессов в России возможно спланировать эффективную антиинфляционную политику. Управление инфляцией в современной российской экономике должно включать следующие меры:
•    Увеличение склонности населения к инвестированию.
Проведение консервативной денежной и бюджетной политики. Следует- ориентироваться на политику таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков. Сдерживание роста регулируемых цен на продукцию естественных- монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере. Одновременно, необходимо обеспечить прозрачность формирования затрат субъектов естественных монополий и повысить качество предоставляемых ими услуг, усилить контроль за механизмами закупок товаров и услуг для их нужд и за формированием инвестиционных программ. Сдерживанию роста цен на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в- том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки.
•    Рост предложения продовольственных товаров, повышение уровня конкуренции.
•    Учет мировых антикризисных мер в борьбе с инфляцией.
В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке. 
Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если еще два года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5. Нельзя не учитывать и того, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса. А кризис, по оценкам специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия пока неясны.
Все вышесказанное можно увидеть на следующем графике - рис.2.
 
Рис.2. Индексы потребительских цен на товары в 2008-2009 гг.
Как видно из графика роста потребительских цен на товары и услуги, показатели выше в 2008 году в связи с кризисной ситуацией и начале 2009 года. К концу 2008 года рост составляет 8,5%. К конце же 2009 года - 8%.
Потери финансового сектора России с начала кризиса составили около 1 трлн. долларов. Россия, по всей вероятности, прошел пик кризиса в 2009 году, а в 2010-2011 годах переживет период стагнации[20, c. 29].

2.2. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ЗА 2006-2010 ГГ.

Особенности антиинфляционной политики России за 2006-2010 гг. можно проследить в таблице 2.
Таблица 2- Особенности антиинфляционной политики России за 2006-2010 гг.
Этапы развития экономики России    Меры, предпринимаемые ЦБ РФ для борьбы с инфляцией в России
1    2
2006 год    По таможенному регулированию, к примеру, для сдерживания цен на зерно в условиях растущих мировых цен были введены экспортные пошлины на пшеницу. Также с конца 2006 года снижены ввозные пошлины отдельный вид растительных масел.
2007 год    На рынке молока при стабилизации с сентября 2007 года по апрель 2008 года были введены временные пониженные ввозные пошлины на молоко и молочную продукцию и сыры.
2008 год     В целях стабилизации роста цен на муку и хлеб проводились зерновые интервенции с 7 по 8 год. И с 19 августа Минсельхоз продолжил практику их проведения. Но при высоком урожае зерна проблема может быть уже обратной, чтобы цены не снизились слишком низко и чтобы от этого не пострадали производители зерна. По молоку дестабилизация рынка молока, нами совместно с Минсельхозом также разрабатывается механизм по подготовке и проведению интервенции на рынке сухого молока.
2009 год    Пресс-служба Генпрокуратуры сообщила летом 2008 года о создании межведомственной рабочей группы "для координации совместных действий по противодействию ценовому сговору, биржевым спекуляциям, способствующим повышению цен; в целях проведения мониторинга данной ситуации (с ростом цен), оперативного выявления и устранения нарушений действующего законодательства, принятия скоординированных мер к правонарушителям". В Генпрокуратуре отмечают, что "анализ многочисленных обращений граждан и общественных организаций свидетельствует об обострении ситуации с ростом цен на ряд товаров, в первую очередь на продукты питания, минеральные удобрения, бензин и иное топливо". В группу, сообщило ведомство, войдут представители Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), Минтранса и Минсельхоза. Впервые в истории России для борьбы с ростом цен создается рабочий орган при силовой структуре. В ФАС, которая по закону о конкуренции имеет право непосредственно реагировать на ценовые сговоры, "Ъ" вчера подтвердили факт создания группы при Генпрокуратуре. "Представители ФАС будут активно участвовать в работе группы, ведь это непосредственно по нашей части. Мы решаем, какой 


    Продолжение таблицы 2
1    2
    департамент будет отвечать за эту работу",- пояснили "Ъ" в ФАС, отметив, что группа, вопреки предположениям источника "Ъ" в правительстве, создана "не по инициативе ФАС". Примерно такие же комментарии дали и в других министерствах. Так, в Минсельхозе пояснили, что сейчас определяется департамент, ответственный за работу с антиинфляционной группой. Лидер российского рынка вкладов — Сбербанк в 2009 году повысил на 0,5% ставки рублевым вкладам сроком на два года. В банке эти действия объясняют необходимостью компенсации вкладчикам потерь от инфляции в течение двух лет. Аналитики полагают, что таким способом Сбербанк в условиях нехватки ликвидности планирует пополнить свои долгосрочные пассивы. При этом аналитики не исключают, что действие Сбербанка станет руководством к действию и для других банков, которые еще не повысили ставки по вкладам. 
2010 год    Антиинфляционные меры государства в 2010 году 
•    снижение ставки рефинансирования; 
•    льготные банковские кредиты предпринимателям; 
•    таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах); 
•    снижение государственных расходов; 
•    государственное регулирование цен на лекарства; 
•    государственное регулирование цен на услуги ЖКХ; 
•    государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты); 
•    усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса; 
•    ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
•    зерновые интервенции;
•    изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.
Анализ проекта «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» (далее – Проект) позволил выделить как положительные, так и некоторые негативные и спорные моменты данного документа, определяющего монетарные процессы в экономике России на ближайшие 3 года.
Особенность документа – увязывание денежно-кредитной политикой денежно-кредитного регулирования с необходимостью минимизации негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
Обращает на себя внимание намерение Банка России рассмотреть, с учетом мирового опыта, возможность внедрения отдельных элементов контрциклического регулирования, в частности, формирование кредитными организациями динамичных резервов для покрытия возможных потерь по кредитам.

Приведенный в таблице Проект 2 ДКП позволит:
•    более эффективно осуществлять адаптационное денежно-кредитное регулирование (в том числе с учетом динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка);
•    учитывать длительность временных лагов в действии трансмиссионного денежно-кредитного механизма;
•    влиять на адаптационные инфляционные ожидания экономических субъектов;
•    обеспечивать более тесную взаимосвязь различных направлений государственной экономической политики, прежде всего денежно-кредитной и бюджетной политик[22, c. 56].
По компактности изложения и перечню поставленных вопросов внутри разделов Проект значительно улучшен по сравнению с проектами предыдущих лет.
Вместе с тем в целях повышения роли единой государственной денежно-кредитной политики в обеспечении инновационного экономического роста и преодоления последствий финансово-экономического кризиса требуется определенная модернизация Проекта по следующим направлениям.
Основой Проекта, как документа, определяющего государственную стратегию и тактику в монетарной сфере, должна быть научно обоснованная концепция ДКП, ориентированная в конечной цели на содействие инновационному развитию экономики.
Принципы ДКП, представленные в разделе 1 документа, как и в предыдущие годы, остаются расплывчатыми. Теоретическое представление о принципах на среднесрочную перспективу в большей части вновь подменено перечислением целей (усиление акцента на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения), задач (корректировка политики на основе учета широкого спектра макроэкономических индикаторов) и мер, которые Банк России намерен реализовать в среднесрочной перспективе (сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, развитие инструментов рефинансирования и т.д.). Учитывая слабую предсказуемость развития российской экономики, особенно в условиях экономического кризиса, представляется целесообразным более четко сформулировать принципы ДКП, причем не только на 3-летний период, но и на предстоящий 2010 г.
Особенность Проекта – четкая антиинфляционная направленность ДКП в целях обеспечения долгосрочной устойчивости экономики, провозглашение перехода Банка России к полноценному таргетированию инфляции. Однако при оценке этого варианта ДКП следует учесть его негативные по следствия, связанные с тем, что при таргетировании инфляции используется повышение процентных ставок для стабилизации цен, а эта мера может стимулировать повышение курса национальной валюты. Поэтому необходимо изучение мировой практики таргетирования инфляции как варианта ДКП центральных банков, например Канады, Новой Зеландии.
В разделе 2.4 «Реализация денежно-кредитной политики» Проекта подробно описаны действия Банка России по реализации этой политики с учетом влияния совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения, в том числе мирового финансово-экономического кризиса. В данный раздел следует ввести подраздел, где оценивалась бы эффективность применяемых Банком России методов и инструментов ДКП с точки зрения достижения макроэкономических целей развития российской экономики.
Для сдерживания инфляции в 2011 году будет проводиться антиинфляционная политика, направленная на рост предложения товаров и развитие конкуренции, а также усиление спросовых ограничений, в том числе за счет повышения склонности к сбережениям.
Таким образом, на протяжении последних пяти лет Банк России (ЦБ) вместе с Минфином проводили политику сдерживания цен, основанную на примитивных принципах «стерилизации». Она заключалась в рублевых заимствованиях денежных властей (чтобы сократить «избыточную» ликвидность) и последовательном снижении курса главной валюты международных расчетов - доллара США - на внутреннем рынке (чтобы ЦБ при покупке валюты эмитировал меньше рублей).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) в применении к денежному обращению означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей народного хозяйства. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные). Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт валюты, золота. Причины современной инфляции были заложены в период с 2004-2007 гг., когда накопленный инфляционный потенциал получил толчок для инфляционного всплеска. В данный период среди основных факторов современной российской инфляции можно выделить как национальные, так и общемировые. В   2011   -   2012  годах  Банк  России  продолжит  осуществлять взаимодействие  с  Правительством  Российской  Федерации как в области развития  финансового  рынка,  так  и  в  области  реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с  Банком  России  механизм  размещения  временно  свободных бюджетных средств  на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве  дополнительного  канала  предоставления ликвидности. 
Банк  России  в  2011 году и в период 2012 года продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы  российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России  при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов  обязательных  резервов  и  их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных   резервов,   позволяющего   компенсировать   ликвидность кредитным  организациям  при  выполнении  ими  обязательных  резервных требований.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


НОРМАТИВНО–ПРАВОВАЯ БАЗА
1.    Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 22.07.2008) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
2.    Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 63–ФЗ от 26.04.2007г (ред. от 17.12.2009) // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru]; 
3.    "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
4.    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 23.07.2010) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
5.    Положение от 16 декабря 2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах ( в ред. Указаний ЦБ РФ от 30.11.2004 N 1521-У, от 05.03.2009 N 2194-У) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
6.    Федеральный закон от 19.07.2009 «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и статью №45 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 22.09.2009 N 218-ФЗ) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
7.    "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009, с изм. от 22.06.2009) ) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
8.    Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ( в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 122-ФЗ)  // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
9.    Федеральный закон от 08.11.2008 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (принят ГД ФС РФ 23.10.2008) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
10.    Крашенинников, В.М. Валютное регулирование и валютный контроль:  учебник/В.М. Крашенинников. – М.: Экономистъ, 2009. – 400 с.
11.    Балабанов, И.Т. Банки и биржевое дело/И.Т. Балабанов. – М.: Питер, 2008. – 280с.
12.    Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник/Е.П. Жарковская. – М.: Омега–Л, 2008. – 320с.
13.    Лаврушина, О.И. «Деньги, кредит, банки.»: учебник/ / кол. авт.; под ред. засл.деят.науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., стер.- М.:КНОРУС,2007.-560с.
14.    Каспина Р.Г., Логинов А.С. «Финансовый учет и отчетность в условиях инфляции. Учебное пособие для вузов» - М.: Омега-Л, 2008. – 204с.
15.    Олейникова И. «Деньги. Кредит. Банки». М.: Магистр, 2009.- 509с.
НАУЧНАЯ (ПЕРИОДИЧЕСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
16.    С. Журавлев,  Кто победил инфляцию // Эксперт.– 2010-№44 Режим доступа: [www.expert.ru];
17.    Смирнов,  Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы/ Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации  –  2010. - №6 Режим доступа: [http://www.reglament.net/]
18.     Лукьянов, Д.А. Оценка величины обесценения дочерней компании при составлении консолидированной отчетности/ Д. А. Лукьянов // МСФО и МСА в кредитной организации – 2010. -  №2  Режим доступа: [http://www.reglament.net/]
19.    Гладунов О., Ставку рефинансирования в России можно снизить, и экономика этого не заметит/О. Гладунов // Экспертные мнения -  16.03.2010 Режим доступа: [http://www.reglament.net/]
20.    Солнцев О., Госдума готовится рассмотреть проект Основных направлений денежно-кредитной политики./О. Солнцев // Российская Бизнес-газета – 2010. - №609 Режим доступа [http://www.rg.ru/]
21.    Алексеев Л., Госдума приступила к изучению проекта трехлетнего госбюджета. /Л. Алексеев //  Российская Бизнес-газета – 2010. - №4356 Режим доступа [http://www.rg.ru/]
22.    Смирнов Е.Е., Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы / Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации  - 2010. - №6  Режим доступа: [http://www.reglament.net/]
23.     Сахаров А.А., Международные финансовые центры / А.А. Сахаров // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии – 2010. - №2 Режим доступа: [http://www.reglament.net/]
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
24.    Материал из Википедии – свободной энциклопедии: Причины, виды, методы измерения инфляции 2009. - Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфляция] 
25.    Федеральная служба государственной статистики. Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен. Режим доступа: [http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_C#]
26.     Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции. Режим доступа: [http://gaap.ru/articles/49067/?sphrase_id=21313] 

Цена: 290.00р.
Заказать похожую задачу