Региональная экономика и управление
Артикул: 170902_адм2
Автор решения: alex_admin
Курсовая работа: Целевые программы в управлении региональным развитием (на примере г. Санкт-Петербурга)(40 стр.)
Часть готового решения
Содержание
Введение
1. Теоретические основы региональных целевых программ
1.1. Понятие, сущность и роль региональной политики
1.2. Методы регионального управления
1.3. Преимущества и современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной политике
2. Общие сведения о г. Санкт-Петербурге
2.1. Общая характеристика г. Санкт-Петербурга
2.2. Социально-экономическое положение
2.3. Региональное управление
3. Анализ целевых программ г. Санкт-Петербурга
3.1. Цель и содержание целевых программ
3.2. Ожидаемые конечные результаты
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях становления и развития рыночных отношений, суверенизации субъектов федерации необходимо выбрать четкую и действенную региональную политику в проведении экономических реформ в России. В основе региональной политики должен быть учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных проблем, проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
В то же время при условии региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными природными условиями.
В управлении региональными программами особенно важно разграничение компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решение социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.
Областные целевые и региональные адресные программы – это действенный инструмент синхронизации усилий федеральных, региональных и местных властей для комплексного решения стоящих перед областью проблем.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы.
Объект исследования работы – г. Санкт-Петербург, предмет исследования – региональные целевые программы.
Цель работы – исследование региональных целевых программ в субъекте.
Задачи работы:
• исследование теории региональной политики и направлений ее осуществления;
• исследование общей характеристики субъекта и его социально-экономического положения;
• исследование региональных целевых программ;
• исследование ожидаемых результатов данных программ.
Теоретическую и методическую базу дипломной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области регионального управления. При исследовании рассматриваемых проблем автор использовал законодательство и другие нормативно-правовые документы.
Заключение
Региональное управление — это управление экономическими, соци-альными, этнодемографическими, технико-технологическими, экологиче-скими и иными процессами в пределах данной территории, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в целях динамичного развития региона и повышения благосостояния жителей.
К числу новых действенных экономических методов управления сле-дует отнести разработку индикативных программ социально-экономического развития регионов (субъектов РФ), которые губернаторы должны представлять в законодательные собрания и согласовывать с Правительством РФ.
Разработка региональных программ– это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социально и научно- технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности- областной, по функциональной ориентации- экологической; по масштабности проблемы- узкоспециализированной; по продолжительности- среднесрочной и т. д..
Санкт-Петербург — город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа, место нахождения высших органов власти России и Ленинградской области.
В последние предкризисные годы экономика города находилась на небывалом подъеме. В Санкт-Петербурге отмечался стабильный рост основного показателя, характеризующего экономическую деятельность региона – валового регионального продукта (ВРП).
В настоящее время завершается подготовка Региональной программы Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В региональной программе энергосбережения Санкт-Петербурга предусмотрен раздел, в котором будут учтены представленные данные по проводимым предприятиями промышленности Санкт-Петербурга мероприятиям, направленным на повышении эффективности использования энергетических ресурсов и энергосбережение.
В состав Региональной программы Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут включены мероприятия, реализуемые как за счет средств бюджета
Список литературы
1. Основы регионального менеджмента. / Под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2009.-492с.
2. Региональное управление./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянце-вой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009.-410с.
3. Стратегические инвестиции. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 2008.-478с.
4. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. Поляка Г. Б. - М.: Экономика, 2007.-540с.
5. Макроэкономика: Учебник / под ред. Швандара В.А. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008.-411с.
6. Отнюкова Г.Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности в СЗР// Закон. - 2009. - №3.-120с.
7. Пестряков Т.П. Региональная политика в Санкт-Петербурге // Эко-номический анализ: теория и практика. - 2010. - № 6.-98с.
8. Петров А.М. Стратегии в Санкт-Петербурге. // Вопросы экономи-ки.- 2010.- № 21.-99с.
9. Самылина Е.С. Венчурные фонды и инновационная деятельность в Санкт-Петербурге // Закон. - 2010. - №3.-101с.
10. Слипенчук М.В. Структурные особенности источников инвестиций в Санкт-Петербурге // Экономист. - 2010. - № 10.-122с.
11. Рязанов С.Т. Программы развития Санкт-Петербурга. //Российский экономический журнал.-2010.- №3.-130с.
12. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Положение в Санкт-Петербурге // Маркетинг в России и за рубежом. -№4. -2010.-98с.
13. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Анализ форм и методов государственного регулирования в Санкт-Петербурге // Приложение к журналу «Стандарты и качество».- 2010.- № 7.-107с.
14. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru