Региональная экономика и управление
Артикул: 000009к_адм2
Автор решения: alex_admin
Курсовая работа: Региональная экономика в Сибири (33 стр.)
Часть готового решения
Содержание
Введение
1. Теоретические основы уровня развития региона
1.1. Понятие и сущность уровня развития региона
1.2. Цели развития региона
1.3. Критерии оценки уровня развития региона
2. Анализ региональной экономики в Сибири
2.1. Современное состояние экономического развития
2.2. Вызовы и угрозы для развития экономики
2.3. Сценарий экономического развития Сибири
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Понятие "региональная экономика" тесно связано с понятием "эконо-мическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Региональная экономика является объектом изучения различных эко-номических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.
Основу региональной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию региональной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.
Большое значение в новых условиях хозяйствования имеет прогноз развития экономики территориальных частей. Решение этой проблемы предполагает разработку основ выбора приоритетных направлений всех видов деятельности.
В условиях становления и развития рыночных отношений в России, для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и практическую значимость темы данной работы
Объект исследования работы – Сибирь. Предмет исследования – со-временное положение региона.
Цель работы – исследование уровня социально-экономического положения в регионе.
Задачи работы:
• исследование теории оценки уровня развития регионов;
• исследование общей характеристики региона;
• исследование экономического развития региона;
• исследование проблем экономического развития и перспектив их решения.
Заключение
По результатам работы вы выяснили, что Сибирь — обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая. В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в этих географических рубежах территория Российской Федерации, хотя как историческое понятие, в своих широких границах Сибирь включает в себя и северо-восток Казахстана, и весь Российский Дальний Восток. Сибирь подразделяется на Западную и Восточную. Также иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь, Центральную Сибирь.
Потенциал Сибири еще остается далеко не исчерпанным в силу гео-графического положения, особенно по природным ресурсам, хотя и имеются свои проблемы, которые предстоит решить органам государ-ственной власти.
Сибирь богата природными ресурсами как никакой другой регион. Это определяет повышенный интерес со стороны российских и иностранных инвесторов. С другой стороны – субъективный фактор – что делают региональные власти для привлечения инвестора, какие условия создают. Сейчас во всех субъектах РФ Сибирского федерального округа приняты нормативные документы, регулирующие инвестиционную деятельность. Местные власти самостоятельно выбирают стимулы, способные заинтересовать бизнес. Активность, конечно, разная. И здесь не подходит оправдание, что соседний регион природа одарила богаче. В каждом, даже в так называемом депрессивном субъекте, можно найти сферы привлечения дополнительных средств, точки роста.
Ресурсный потенциал Сибири позволяет территориям специализиро-ваться не на одной - двух отраслях, а диверсифицировать региональную экономику. Однако сырьевые отрасли еще долго будут основополагающими. Но здесь для нас, конечно, наиболее привлекательны проекты, направленные на глубокую переработку сырья на территории Сибири. Это касается и нефтегазовой промышленности, и металлургии, и лесного хозяйства. В этом направлении еще многое предстоит сделать. И очень важно развенчать миф о только сырьевом назначении Сибири.
Сейчас регионы активно привлекают иностранных инвесторов для создания совместных предприятий. Многие решения необходимо принимать на федеральном уровне.
Создаются венчурные фонды разных уровней: от федерального до региональных. В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам уже зарегистрировала правила доверительного управления частно-государственными региональными венчурными фондами Красноярского края и Томской области. Другие сибирские регионы также пытаются поддержать внедрение инноваций.
Сибирские регионы должны выйти на самодостаточный путь развития. Именно с этой целью руководители субъектов РФ округа приняли коллегиальное решение, результатом которого должно стать внедрение принципов комплексного планирования на всех уровнях: от муниципалитета до субъекта Федерации.
Список литературы
1. Попов С. А. Стратегическое управление регионами. М.: ИНФРА-М, 2008.-325 с. Уткин Э.А. Региональное управление. - М.: Акалис, 2009.-402с.
2. Курс макэкономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 2009.505с.
3. Основы макроэкономики / Под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2008.-602с.
4. Управление регионом. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009.-376с.
5. Инвестиции. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 2008.-487с.
6. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. Поляка Г. Б. - М.: Эко-номика, 2008.-355с.
7. Экономика регионов: Учебник / под ред. Швандара В.А. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008.-567с.
8. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В.Экономический анализ. Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2009.-633с.
9. Экономика регионов /Под ред. Е.Л. Кантора. - СПБ.: Питер, 2009.-562с.
10. Маркин Ю.П. Анализ регионов РФ //М: Финансы и статистика, 2010.-№7.-198с.
11. Скобин Ю. Б., Скобин И. Ю. Инвестиции в регионе. // Маркетинг в России и за рубежом. 2010.-№9.-123с.
12. Иванов А.Е. Регионы России. //Российский экономический жур-нал.-2010.- №13.-101с.
13. Глазова Е. Проблема развития регионов России.// ЭЖ.- 2010.- №17.-110с.
14. Портал СФО http://www.sibfo.ru/