Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Макроэкономика

Артикул: 000005_адм2

Автор решения: alex_admin

Дипломная работа: Управление внешним государственным долгом (80 стр.)

Дипломная работа: Управление внешним государственным долгом (80 стр.)

Цена: 900.00р.
Заказать похожую задачу

Часть готового решения

 Содержание 

 

Введение 

1. Теоретическая и методическая база управления внешним государственным долгом 

1.1. Теоретические основы управления внешним государственным долгом 

1.2. Методы управления внешним государственным долгом 

1.3. Нормативно-правовое регулирование управления внешним госу-дарственным долгом 

2. Организация управления внешним государственным долгом в России и за рубежом 

2.1. Анализ управления внешним государственным долгом в Россий-ской Федерации 

2.2. Управление внешним государственным долгом в Бразилии

2.3. Проблемы управления внешним государственным долгом в современной России 

3. Направления и пути совершенствования управления внешним госу-дарственным долгом в современной России 

3.1. Пути совершенствования системы управления внешним государственным долгом

3.2. Традиционные стратегии управления внешним государственным долгом

3.3. Инновационный подход к управлению внешним государственным долгом 

Заключение 

Список литературы 

 

Введение 

 

В условиях финансовой глобализации развития международной финансовой системы характеризуется значительным ростом объемов внешней государственной задолженности стран мира. На сегодняшний день необходимо констатировать, что государственный долг – органическая составная финансовых систем подавляющего большинства стран мира, действенный институт в механизме макроэкономического регулирования и инструмент реализации экономической стратегии государства.

Управление и обслуживание государственного долга является одной из приоритетных задач финансовой политики государства, важным условием стабильности ее финансовой системы. Поскольку внешний долг многих стран в период кризиса ежегодно растет, то необходимо определить подход к его управлению. Эффективное управление долгом на данном этапе позволит оказать содействие обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации в любой стране.

Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и отрицательно влиять на ее финансовое состояние. Наличие государственного долга нуждается в осуществлении ежегодных процентных платежей, которые должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Из-за стремительного роста таких расходов государство должно или уменьшать расходы на финансирование социально-экономических программ, или увеличивать свои доходы. Увеличение доходов бюджета достигается за счет установления налогов и других обязательных платежей или дополнительных государственных займов. Дополнительное заимствование нуждается в дополнительных расходах для обслуживания государственного долга, а введение новых налогов может подорвать заинтересованность предпринимателей к бизнесу. Поскольку источником погашения государственного долга есть доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга возбуждается сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими социальными и финансовыми следствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что лишь те страны сумели избежать серьезных долговых трудностей, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным способом. К сожалению, такая ситуация характерная почти для всех постсоциалистических стран.

Одной из основных проблем экономики в настоящее время является внешний долг правительства и частного сектора. Приращение валового внешнего долга сопровождается значительными финансовыми рисками. Так, внешняя заложенность частного сектора экономики многих стран, в частности коммерческих банков, стало катализатором финансово-экономического кризиса, который охватил мир осенью 2008 года.

В сложившейся ситуации чрезвычайно важным компонентом антикризисной политики России является определение методов управления внешней задолженностью государства.

Эффективность использования государственных заимствований в значительной мере зависит от системы управления долгом. Управление государственным долгом — это комплекс мер, который осуществляет государство в лице ее уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, их размещение и погашение, и обеспечение платежеспособности государства.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы дипломной работы.

Объект исследования работы – система управления внешним государственным долгом в России и Бразилии, предмет исследования – организация управления внешним государственным долгом.

Цель дипломной работы – исследование системы управления внешним государственным долгом в России и  направлений по ее совер-шенствованию.

Задачи работы:

• исследование теоретической и методической основы управления внешним государственным долгом;

• исследование системы управления внешним государственным дол-гом в России и Бразилии;

• анализ проблем управления внешним государственным долгом в России;

• исследование направлений по совершенствованию системы управ-ления внешним государственным долгом в России. 

Поставленная цель, задачи, предмет исследования предопределили логику изложения и структуру дипломной работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Дипломная работа изложена на … страницах компьютерного текста. Список источников содержит … наименований. 

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, предмет, объект исследования. 

В первой главе исследованы теоретические основы управления внеш-ним государственным долгом, традиционные методы управления, а также нормативно-правовое регулирование управления внешним государственным долгом.

Во второй главе исследована система управления внешним государственным долгом в России и Бразилии, проанализированы проблемы управления внешним государственным долгом в России в настоящее время.

В третьей главе исследованы традиционные направления и пути со-вершенствования системы управления внешним государственным долгом в России, а также  инновационные методы управления внешним государственным долгом.

В заключение приводятся теоретические выводы выполненного исследования.

Теоретическую и методическую базу дипломной работы составили труды отечественных авторов в области макроэкономики, статьи экспертов из периодической печати, данные. При исследовании рассматриваемых проблем автор использовал законодательство и другие нормативно-правовые документы.

Практические данные взяты из официальной отчетности Министерства финансов, Счетной палаты и Госкомстата.

 

Заключение 

 

Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам.

Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, опре-делению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель при необходимости более углубленного анализа рассчитывается для внешнего долга.

Важным для характеристики долговой нагрузки является также отно-шение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объему ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. Эти показатели при необходимости рассчи-тываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и не факторных услуг, выраженное в процентах. Критическим уровнем обслуживания внешнего долга принято считать достижение коэффициента 25%.

Методы управления государственным внешним долгом можно условно разделить на административные и рыночные. 

К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. 

К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.

Правовое регулирование государственных заимствований в Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и иными нормативными правовыми актами.

Круг иностранных кредиторов России достаточно велик. В него входят крупнейшие коммерческие банки, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. 

В рамках Лондонского клуба Россия выступает заемщиком около 1000 крупных коммерческих банков, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий и страхования. К числу обязательств России Лондонскому клубу относятся межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку СССР, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах.

С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обязательства бывшего СССР. Однако именно эти обязательства изначально формировали внешний долг РФ.

До 2003 года около 2/3 всех расходов по обслуживанию государственного внешнего долга приходилось на проценты по займам.

Размер внешнего государственного долга РФ на 01.02.2010 составляет 26, 9 млрд. евро. 

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

В РФ используются следующие методы управления внешним государственным долгом:

• Использование своповых операций 

• Выкуп рыночного долга с привлечением корпоративных структур 

• Осуществление операций по снижению стоимости обслуживания долга (секьюритизация ценных бумаг, выкуп или досрочное погашение самых дорогих долгов) 

• Замещение внешних заимствований внутренними и наоборот 

• Расширение рыночного сектора во внешнем долге 

• Повышение эффективности использования зарубежных финансовых активов 

• Принятие мер по возврату задолженности по гарантированным государством валютным кредитам, которые получили предприятия и региональные органы власти 

Бразилия использует следующие методы управлением государствен-ным долгом:

• удлинение общих сроков обращения госбумаг

• сокращение объемов эмиссии казначейских векселей со сроками обращения до 1 года - отдельный пункт стратегии управления госдолгом финансовым планом на 2009 год; 

• постепенный отказ от инструментов с плавающей ставкой. 

• отказ от индексируемых на курс доллара США бумаг с заменой их на бумаги с фиксированной ставкой или на облигации, индексируемые на индекс потребительских цен; 

• расширение круга инвесторов, привлечение на рынок госдолга нерезидентов. 

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре.

В 2010 году внешний долг России вновь будет расти - за счет заимствований планируется покрывать дефицит федерального бюджета. Однако пока Россия не планирует обращаться к международным финансовым организациям, предпочтя этому выпуск еврооблигаций. По данным Минфина, в 2010 году их будет выпущено на сумму в 613,6 миллиарда рублей.

Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента.

Несмотря на активную политику Министерства финансов РФ по сни-жению внешнего долга России, сумма задолженности банковского и реаль-ного сектора, в прошлых годах устремившихся за дешевым иностранным кредитом, постоянно растет.

Значительный долг российского бизнеса стал одной из главных причин кризиса реального сектора экономики. Многие предприятия не могут выполнить свои обязательства и, в результате, оказываются на грани банкротства.

Если у таких крупных корпораций, как «Газпром» или «Роснефть», возникнут проблемы с обслуживанием или погашением их долгов, отвечать все равно придется государству, а это значит, что уменьшение внешней задолженности Российской Федерации является в значительной степени иллюзорным. 

Другая проблема учета долговых обязательств - должное внимание ко всей совокупности долговых обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в объеме государственного внешнего долга Правительства Российской Федерации учитываются обязательства по номинальной стоимости. Это не отражает ни общий объем задолженности по внешним долговым обязательствам, ни их текущую рыночную стоимость.

Становится очевидным, что отсутствие законодательно закрепленных норм определения объема государственного внешнего долга в соответствии с международной практикой его учета и статистического отражения существенно ограничивает возможности достоверного определения государственного долга и возможности оперативного управления им.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие "внешний долг" как долг в иностранной валюте имеет размытый характер.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение со-вокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

С точки зрения повышения эффективности работы системы управления государственным долгом, устранения существующих проблем и противоречий необходимо:

1. Принятие долгосрочной стратегии управления государственным долгом.

2. Разработка как среднесрочной, так и долгосрочной долговой политики в непосредственной связи с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой.

3. Организация прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними, создание единой базы данных и единой системы управления государственным долгом.

4. Продолжение работы по созданию нормативной и организационной базы для учета и управления задолженностью субъектов Российской Федерации.

5. Создание системы мониторинга и управления частной и корпоративной задолженностью.

6. Управление государственным долгом должно быть тесно связано с управлением активами.

7. Повысить транспарентность операций Минфина России и его аген-тов.

В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. 

Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования).

Кроме того, целесообразно законодательно закрепить предоставление всех расчетных материалов по государственному долгу к проекту закона о федеральном бюджете на очередной год для проведения его качественной экспертизы.

8. Разработать нормативное обеспечение координации действий всех участников долговой политики.

9. Обеспечить нормативное закрепление показателей долговой устой-чивости, используемых Внешэкономбанком для оценки внешнего долга; разработка и утверждение подобной системы показателей для внутреннего долга.

10. Разработать и внедрить систему показателей оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга.

Необходима также разработка проектов стандартов аудита эффективности, технологии мониторинга и анализа государственного долга, методики проведения специальных контрольных мероприятий, направленных на оценку качества решений Правительства Российской Федерации в части управления государственным долгом.

11. Создать нормативную и организационную базы для осуществления оперативного управления госдолгом с использованием преимуществ вторичного рынка долговых обязательств. 

12. Решить вопросы урегулирования возврата задолженности перед федеральным бюджетом конечных заемщиков кредитных средств.

13. Создать действенную систему оценки и предупреждения негатив-ного воздействия рисков, присутствующих в процессе управления государственным долгом.

14. В правовом регулировании нуждается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, акции и т. п., а также секьюритизации займов. 

15. В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

16. Для управления внешним государственным долгом предлагается применять как традиционные, так и нестандартные методы.

 

Список литературы 

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

5. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.

6. Алексеева И.А. Ценные бумаги: Учеб. пособие. Иркутск: ИГЭА, 2008. - 370 с.

7. Бирман Л.А. Управленческие решения государства. - М.: Дело, 2008.-290с.

8. Бланк И.А. Финансовая стратегия бюджета. - Киев: Эльга, 2008.-378с.

9. Бизюкова И. В. Бюджетное право: Учеб. пособие. - М: Экономика, 2008.-245с.

10. Вавилов А.Б. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления.- М: Монография, 2007.-548с.

11. Веснин В. Р. Бюджетное право. - М.: Юристъ, 2008.-430с.

12. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник - М.: Гардарики, 2007.-502с.

13. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2007. -623с.

14. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: БГУЭП, 2006. – 452с.

15. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. Логос, 2007. - 427с.

16. Брагинска Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности.- М: Университетская книга, 2007. - 428с.

17. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. Национальная экономическая безопасность России: методика управления государственными долгами.-М: РУДН, 2008. – 306с.

18. Олегов Ю.Г., Журавлев П.В. Макроэкономика, М.: Финстатинформ, 2007.-425с.

19. Романов А. Н., Лукасевич И. Я. Оценка эффективности бюджета. - М.: Экономика, 2008.-287с.

20. Смирнов Б.М. Бюджетная система. - М: ГАУ; Варяг, 2009.-356с.

21. Попов С. А. Стратегическое управление долгом. М.: ИНФРА-М, 2008.-433с.

22. Уткин Э.А. Финансовое управление. - М.: Акалис, 2007.-248с.

23. Романовский М.В. Финансы. - М.: Юрайт, 2009. - 502с.

24. Бюджетное планирование/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009.-420с.

25. Основы макроэкономики / Под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2009.-356с.

26. Астапов С.К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России// Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №2.-124с.

27. Вавилов А.М., Трофимов Г.Д. Стабилизация и управление государственным долгом России.//Вопросы экономики, 2009. - №12. - 83с.

28. Вавилов А.П. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммер-сантЪ.- 2009.-№16.-159с.

29. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности//Финансы. - 2009. - №12. – 110с.

30. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга // Деньги и кредит.-2009.-№7.-100с.

31. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы// Деньги и кредит.-2009.-№9.-132с.

32. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом //Финансы.-2010. №3.-98с.

33. Смирнов А.Е. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы //Финансы.-2009.- №8.-121с.

34. Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России // Общества и экономика.-2001.- 5.-с.163-170 

35. Третьяк А. Категории валового и чистого госдолга в анализе государственной задолженности// Российский экономический журнал.-2009.-№9.-78с.

37. Хейфец Б.А. Этапы становления долговой политики// Финансы. - 2009. - №4. – 98с.

38. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России// Вест-ник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2009.-№4.-120с. 

39. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист.-2009.- №4.-89с.

40. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

41. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

42. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru.

 
Цена: 900.00р.
Заказать похожую задачу