Внимание! Размещенный на сайте материал имеет информационно - познавательный характер, может быть полезен студентам и учащимся при самостоятельном выполнении работ и не является конечным информационным продуктом, предоставляемым на проверку.

Региональная экономика и управление

Артикул: 290304_адм2

Автор решения: alex_admin

Дипломная работа: Региональные программы по поддержке малого бизнеса (на примере Ленинградской области (78 стр.)

Дипломная работа: Региональные программы по поддержке малого бизнеса (на примере Ленинградской области (78 стр.)

Цена: 900.00р.
Заказать похожую задачу

Часть готового решения

 Содержание

 

Введение 

1. Особенности развития малого бизнеса в России

1.1. История развития малого бизнеса

1.2. Статистические и финансовые аспекты развития малого бизнеса на со-временном этапе 

1.3. Программы государственной поддержки малого бизнеса

2. Анализ государственной поддержки малого бизнеса в Ленинградской области

2.1. Общая статистическая и финансовая характеристика развития малого бизнеса в области

2.2. Анализ эффективности региональных программ по поддержке малого бизнеса

2.3. Проблемы и препятствия для развития малого бизнеса в области

3. Пути решения проблем поддержки малого бизнеса и перспективы даль-нейшего развития в Ленинградской области

3.1. Пути решения проблем поддержки малого бизнеса

3.2. Перспективы развития малого бизнеса в области

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которо¬го не может гармонично развиваться экономическая система государства. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структу¬ру и качество валового национального продукта. Так, например, в малом бизнесе США занято 50 % рабочей силы. В Японии он гарантирует занятость 80.8 % рабочей силы, а в целом на его долго приходится 55 % реализованной промышленной продукции. Развитие малого бизнеса стало одним из важ¬нейших направлений экономических преобразований и в нашей стране. Можно сказать, что сегодня имеются хорошие предпосылки для дальнейше¬го развития этого сектора экономики.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема малого предпринимательства рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. В России разработана Государственная Программа поддержки малого и среднего биз¬неса. В Санкт-Петербурге также принята целевая программа государствен¬ной поддержки малого предпринимательства. Основная цель данной про¬граммы — развитие инфраструктуры малого бизнеса, создание информаци¬онной базы, развитие кредитно-финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, межрегиональное сотрудничество и организация специализированных выставок по данному направлению.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают сво-бодное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собст¬венности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо отметим социальную значимость развития этого сектора:

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по-степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосос-тояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократи¬ческого развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться само¬стоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безрабо¬тицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способству¬ет изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психо¬логии и социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими от¬личительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономер¬ностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реаги¬рование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Развитие малого предпринимательства - важная проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная сис-темная методология развития малого предпринимательства.

Методический и теоретический анализ развития и проблематики мало¬го предпринимательства нашел отражение в работах таких отечественных ученых, как: А.С. Пелих и Г.И. Шепеленко, М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, М.А. Супатаев, Колесников А., Колесникова Л., В.А. Рубе, Блинов А., Лебе¬дева СЮ. и других; в работах зарубежных ученых: Стори Д., Налинка В, Велу Х.А., Бруксбэнка Р., Стэнворда Д., Болтона Г. и других. Большой вклад в анализ рассматриваемой проблемы вносит Московский Ресурсный центр малого предпринимательства, постоянно издающий серию ежеквартальных отчетов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных дан¬ных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной нало¬говой службы РФ.

Однако, с нашей точки зрения, финансовые аспекты эффективного го-сударственного регулирования малого предпринимательства исследованы недостаточно глубоко.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего разви¬тия должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок -рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную финансовую систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализо-вываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ве¬дущих целей государственной политики, осуществляемой как на федераль¬ном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых за-висят характер и методы решения экономических, организационных, инфра¬структурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Целью дипломной работы является анализ финансовых рычагов регулирования деятельности малого предпринимательства.

Предметом исследования выступают конкретные финансовые пробле¬мы малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Провести теоретическое обобщение подходов к определению субъ¬екта малого предпринимательства, применяемых в России и между¬народной практике;

• Проанализировать российский опыт развития малого предпринима¬тельства;

• Исследовать эффективность финансовых рычагов воздействия на малый бизнес;

• Провести анализ статистических и финансовых показателей развития малого бизнеса в России и области

• Провести анализ перспективных программ финансовой поддержки в исследуемой области;

• Выявить основные направления дальнейшего развития малого пред¬принимательства в общегосударственном и региональном аспектах.

Теоретической базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, аналитические материалы специализиро¬ванных периодических изданий. При выполнении исследования использова¬лись данные официальной статистики (Госкомстат РФ, Комитет по стати¬стике Ленинградской области), нормативные и программные документы, ос¬вещающие развитие малого предпринимательства, информация открытых источников (периодические издания).

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литерату¬ры.

В первой части дипломной работы будет дана историко-правовая ха-рактеристика проблем малого предпринимательства и проведен анализ со-стояния малого предпринимательства на современном этапе; проанализиро¬ван исторический опыт России в ведении рыночного хозяйства малых форм.

Во второй главе дипломной работы будет проведен анализ эффективности региональных программ поддержки малого бизнеса в Ленинградской области и основных проблемных вопросов развития малого предпринимательства в 2008 – 2009 гг.

В третьей главе дипломной работы будут исследованы пути решения проблем и выявлены основные направления развития малого предпринимательства в Ленинградской области.

 

Заключение

 

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника. Появилась возможность по своему усмотрению распорядиться принадлежащей собственнику недвижимостью, подыскать себе новую собственность, вложить свои средства в бизнес. 

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10–12 миллионов малых предприятий, работающих на пред-принимательских началах, когда их фактическое наличие составляет 300–400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически его потенциал не используется.

По состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед.

За первые три квартала 2009 г. объем оборота МП в целом по РФ со-ставил 6,22 млрд. рублей, что на 23,8% ниже показателя за тот же период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен).

Основными способами поддержки малого бизнеса в настоящее время является выдача льготных кредитов, упрощение систем регистрации и налогообложения малых предприятий, а также оказания консультаций специалистов предпринимателям.

Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году, которая была разработана правительством Российской Федерации, подверглась некоторой корректировке.  Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью. 

Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса.  Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей. 

Также правительство Российской Федерации в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.

Малый бизнес Ленинградской области обеспечивает одну четвертую часть населения города рабочими местами. Ленинградская область имеет показатель валового регионального продукта – 17%, а это, как ни крути, четвертое место в РФ. 

В Ленинградской области в настоящее время реализуется  долгосрочная целевая программа "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы".

Цель программы - создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития  Ленинградской области.

В рамках программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы", предусмотрено субсидирование предприятий, действующих менее одного года, организованных представителями социально незащищенных слоев населения; частичное субсидирование, направленное на погашение кредитов и лизинговых платежей; предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства; проведение семинаров по вопросам создания и функционирования кредитных потребительских и сельскохозяйственных организаций.

Для решения проблем развития малого бизнеса предлагаются следующие мероприятия:

• подготовка новой редакции закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области;

• финансирование более перспективных проектов бизнеса

• совершенствование технологий кредитования субъектов малого предпринимательства (СМП), в том числе внедрение новых вы-сокостандартизированных продуктов для малого бизнеса;

• содействие СМП и объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в выпуске ценных бумаг и их продвижении на фондовые рынки.

• реализация норм федерального законодательства о предоставлении СМП инвестиционных налоговых кредитов;

• формирование системы непрерывной профессиональной подго-товки кадров для малого предпринимательства и координация деятельности образовательных учреждений в данном направле-нии;

• внедрение прогрессивных технологий обучения предпринимателей, в том числе дистанционного обучения;

• подготовка высококвалифицированных научных кадров для малого бизнеса республики

• развитие консультационных центров и информационного обес-печения через СМИ.

• и другие.

Все вышеназванные мероприятия будут способствовать совершенствованию системы государственной поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Россий¬ской Федерации : федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ.-М: СПС Гарант, 2007

2. Учебники и учебные пособия:

3. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистиче¬ская справка по итогам 2003г. Москва, Ресурсный центр малого пред¬принимательства, 2006.

5. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистиче¬ская справка. М., Ресурсный центр малого предпринимательства, 2006

6. Аньшин, В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в ма¬лом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. - М.: Анкил, 2003.

7. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В.,  Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2008.-123с.

8. Бирман Л.А. Управленческие решения. - М.: Дело, 2008.-233с.

9. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - К:Эльга, 2007.-156с.

10. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: Эльга, 2007.-289с.

11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.М.: Финансы и статистика, 2007.-144с.

12. Блинов, А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. - М.: «Дашков и Ко», 2007.

13. Власов В.И., Крапивин О.М.Комментарий к законодательству о малых предприятиях. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2008.

14. Власов B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в Рос-сии. Аналитиче¬ский сборник. - М., Академия менеджмента и рынка, 2007.

15. Ванкевич В., Химченко Г. Порядок формирования фондов и использования прибыли - М.: Дело, 2008.-123с.

16. Вильям ДЖ. Стивенсон. Управление производством. - М., БИНОМ, 2008.-209с.

17. Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. – М.: Финансы и стବтистика, 2007.-306с.

18. Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Экономика. Пер. с англ.  – Киев: Торго¬во-¬издательское бюро ВHV, 2008.-145с.

19. Голубков Е.П. Основы финансов: Учебник. - М.: Финпресс, 2008.- 110с.

20. 15. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2007.-245с.

21. Доходы консолидированного бюджета регионов, поступление 2-х нало¬гов от МБ - данные Минфина РФ.

22. Информационно-аналитический обзор "Поддержка малого и среднего бизнеса в Северо-Западном федеральном округе" № 2. Санкт-Петербург, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, 2008.

23. Исследование эффективности системы государственной поддержки ма¬лого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направ¬ления развития. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007.

24. Источники финансирования малых и средних предприятий на Северо-Западе РФ. Аналитический отчет. СПб., Питер, 2008.

25. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. по¬собие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА - М, 2007.

26. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сборник. - М., Рос-стат, 2008.

27. О текущей ситуации в экономике РФ (по итогам января 2008г.) - М.: МЭРТ РФ, 2008.

28. Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 г. - СПС ТАРАНТ", 2003 г.

29. Показатели малого предпринимательства регионов - данные ГМЦ Гос¬комстата России, подготовленные по специальному запросу МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

30. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., Теис, 2007

31. Слуцкий Л.Э. Развитие малого предпринимательства в российской эко¬номике. -М.: Финансы и статистика, 2003

32. Становление малого бизнеса: Бюллетень. — М: Национальное со-друже¬ство бизнес-инкубаторов, 2007

33. Число индивидуальных предпринимателей без образования юридиче¬ского лица - данные Министерства по налогам и сборам РФ.

34. Шабунин С.А., Гандилов Т.М. Правовые проблемы малого предприни¬мательства. - М.: Экзамен, 2003

35. Периодические издания

36. Ахматова М., Попов Е. Программа поддержки малого бизнеса в Ленинградской области  // Маркетинг. №4, 2008.

37. Бодрягина О. Новый закон для малого бизнеса. //Новая бухгалте-рия. -2008. -№ 10.

38. Бояринцева М.Д. При пассивности общества и власти вымирание под¬вида "малый предприниматель" - это лишь вопрос времени (интервью с СР. Борисовым, президентом Общероссийской общественной органи¬зации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"). //Предприниматель без образования юридического лица. -2007. -N 5.

39. Захаренко Т. Малый бизнес в Ленинградской области// Консультант предпринимателя. №12. 2008.

40. Зимина Л. Тепличные условия для малого бизнеса (интервью с П.В.Пустеленым, заместителем директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства эко-номи¬ческого развития и торговли РФ). //Главбух. -2007.- N 10.

41. Злобин А. Среднесрочная программа. Много слов и мало дела. //Двойная запись. - 2003. - N 10.

42. Мартынова О.К. Лизинг // Приложение к журналу «Стандарты и качество».- № 5. -2009.  

43. Пилчер Т. Госрегулирование предпринимательской деятельности в Ленинградской области// Европейское качество. Дайджест. -№1. -2009. 

44. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике //Экономическая газета. - 2007. - № 20.

45. Самойленко О.Б. Государство отреклось от малого бизнеса: с 1 января 2007 года и, похоже, навсегда. //Предприниматель без образования юри¬дического лица. - 2007. - N 1.

46. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Проблемы малого бизнеса в регионах // Маркетинг в России и за рубежом. -№4. -2009.

47. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Перспективы развития малого бизнеса в России// Приложение к журналу «Стандарты и качество».- № 7.- 2009. 

48. Шаров А.В. Новые формы государственной поддержки малого пред¬принимательства. //Предприниматель без образования юридического лица. - 2008. - N 4.

49. Источники информации для проведения расчетов:

50. Общерегиональные показатели, сумма средств регионального бюджета, направляемых на поддержку МБ. Данные Администраций субъектов СЗФО.

51. Показатели малого предпринимательства регионов - данные ГМЦ Гос¬комстата России, подготовленные по специальному запросу МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

52. Доходы консолидированного бюджета регионов, поступление 2-х нало¬гов от МБ - данные Минфина РФ.

53. Число индивидуальных предпринимателей без образования юридиче¬ского лица - данные Министерства по налогам и сборам РФ.

 
Цена: 900.00р.
Заказать похожую задачу